Оригинал взят у
adam_a_nt в
Новость о презентации книги-биографии Дитриха Бонхёффера
Невероятное мужество перед лицом чудовищного зла Презентация книги-биографии немецкого богослова Дитриха Бонхеффера прошла в Москве
...
Ольга Седакова, поэт, филолог, переводчик, доктор богословия, говорила о невероятной актуальности мысли Дитриха Бонхеффера для нашего времени. Как и другие свидетели-мученики ХХ века, как
мать Мария (Скобцова), он размышлял о новизне Евангелия: «Первой приметой этой новизны было разрушение разделения жизни на профанную и храмовую, когда в храме осуществляется религиозная жизнь, а вне храма - какая уж получится. Сокровенная мысль Бонхеффера состоит в том, что жизнь происходит каждую минуту. Его нелюбовь к религиозному, о которой он много писал, означает нелюбовь именно к такой религиозности, когда для веры, для Бога, для праведности выделяется некоторое специальное место». При такой религиозности люди, совершавшие массовые убийства, могли считаться хорошими прихожанами, потому что не считали убийства грехом, в котором нужно каяться.
Главным замыслом Бонхеффера, по мнению
Ольги Седаковой, было написать новую христианскую этику, которую он не успел закончить. «Он совершенно твердо и решительно говорил, что у этики и христианства нет ничего общего, потому что этика строится на различении добра и зла. В христианстве нет различения добра и зла, потому что различение добра и зла и было грехопадением. Если человек сам начинает решать, где добро, а где зло, то по любой классической этике, даже аристотелевской, это означает, что человек сам на себя берет суд Божий. "А каково суждение Бога?" -- спрашивает Бонхеффер - "Спасать грешника"». Вопрос спасения человека лежит не в области добра и зла, а в пространстве завета, который содержится в Евангелии. Причем это - не имморальность христианства, не отмена нравственных законов, но опасность «делегирования своей души», когда фюрер решает за человека, что есть добро и что есть зло. Бонхеффер нужен нам, потому что был первым, кто сказал о том, что тоталитарность - это плохо. Слово «тоталитарный» в его время воспринимали положительно, как «цельный», в противопоставлении раздробленности нации, человека. Однако человек при тоталитаризме «привыкает ко лжи, привыкает к двоемыслию», - об этом пишет Бонхеффер в своей работе «Через десять лет». Выход из этой безнадежно запутанной ситуации он видит в простоте и прямодушии.
По мнению Анны Шмаиной-Великановой, доктора культурологии, доцента Центра изучения религий РГГУ, с именем Дитриха Бонхеффера связано много недоразумений, разрушить их призвана эта книга. Например, такие его выражения как «безрелигиозное христианство», «конец религии», «совершеннолетний мир, не нуждающийся в Боге», вырваны из контекста и представляют Бонхеффера в ложном свете, потому что он никогда не переставал быть христианином.
...
Бонхеффер поставил перед церковью «еврейский вопрос» и призывал общество к покаянию. Несмотря на разные церковные и общественные ситуации в Германии тогда и в России сейчас, этот пророческий призыв к покаянию актуален и для нашей церкви, и для нашего общества. Анна Шмаина-Великанова отметила: «
В России многие каются, совсем недавно читали имена репрессированных. Удивительна роль в этом
Преображенского содружества малых православных братств. Оно провело 30 октября этого года во всех городах, в которых есть братства,
городские вечера, посвященные жертвам советского режима. Оно работает вместе с «Мемориалом», осмысляет связь церкви и общества. И мне кажется, что не вздыхать надо о том, что в Германии хорошо каяться тем, кто ни в чем не виноват, и как плохо каяться у нас тем, кто во всем виноват. Нам лучше помогать Преображенскому содружеству в этой его удивительной деятельности».
...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книгу я уже начала читать - ОЧЕНЬ интересно, трудно оторваться.
Всем рекомендую!