Оригинал взят у
kir_a_m в
С праздником Казанской иконы Слово на литургии 4 ноября 1990 г. на праздничное чтение (Евангелие от Луки, 16:19-31)
Свящ. Георгий Кочетков Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы с вами слышали притчу, - притчу о богаче и бедном Лазаре (Лк 16,19-31), о том, как один человек все время пиршествовал блистательно, ибо был богат, а другой питался крохами, тем, что едят псы в доме хозяев своих. Дальше мы слышали о том, как умерли оба эти человека и оказались в разных условиях после смерти: тот, кто веселился и радовался здесь, на земле, стал мучиться, а другой утешался на лоне Авраамовом. И произошел между мучающимся богачом и Авраамом, отцом всех верующих, диалог. Сказал Аврааму богач: "Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой..". Но Авраам ответил:
вспомни, что ты уже испытал все наслаждения, а Лазарь получал злое, ныне же он утешается. А кроме того, есть между нами и вами большая пропасть, так что перейти из одного места в другое невозможно.
Тогда богач вспомнил о братьях своих на земле и сказал: может быть, этот Лазарь пойдет и засвидетельствует им, как надо жить, для того чтобы они не попали в это место мучения. Но Авраам сказал: у них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. А если кто и из мертвых придет, то это их не спасет, потому что все равно не поверят, если они не верят Моисею и пророкам.
Вот такая притча. И, кажется, здесь все просто, все понятно. Но давайте сейчас все-таки сделаем акцент не на том, кто, где и как будет жить после своей смерти, а на другом - на нашей с вами жизни, на том главном, что Господь открывает нам в этой притче.
И тут я прежде всего хотел бы вам напомнить, что язык притчи особенный, что притчи - не есть просто рассказы из жизни. Притча - это целостный образ, и за ним надо найти истину, то есть надо уметь понять притчу, воспринять ее в том духе и смысле, в каком она нам дана.
Господь говорил в этой притче только об одном, братья и сестры. Он не хотел просто отвратить нас от каких-то удобств и наслаждений в этой жизни. Господь хотел только одного, чтобы мы следовали за волей Божией, чтобы мы исполняли ее.
Чем согрешил богач? Разве просто тем, что он имел богатство? Нет, дорогие братья и сестры, не этим он согрешил пред Богом, а тем, что рядом с ним были нищие, были нуждающиеся, а он их не помиловал, он не сделал для них ничего. Таким образом, он отступил от закона милосердия, от закона Любви, который и есть единственный закон для нас, последователей Христа, христиан.
Дорогие братья и сестры! Если мы хотим быть христианами, будем знать и соблюдать один закон - закон Христов, закон Любви крестной и воскресной, он же закон Свободы. Не надлежало бы разве каждому из нас подумать, нет ли рядом с нами одиноких, больных, немощных, страдающих людей, независимо от того, кто они нам? Не следовало ли нам уделить им внимания, оторвав себя от удовольствий, интересов, чтений и т.д.? Много нам надо делать в этой жизни, есть вещи, которые откладывать нельзя.
Вспомним и Нагорную проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Там тоже говорится, что тот, кто получает уже здесь, на земле, для себя хвалу, воздаяние, тот не очень должен надеяться на похвалу Божию. Почему так? Потому что нам надо иметь в себе Любовь Божию и следовать за Господом, куда бы Он ни пошел. Для нас должен быть только один критерий выбора путей своей жизни, своих дел и служении - исполнение воли Божией и Любви Божией. Если мы исполняем правду Божию, закон Божий и если мы служим Любовью к Богу и ближним своим, чего бы нам это ни стоило - любой хулы, любых лишений, - мы должны идти за Господом. В этом-то и заключается главная суть сегодняшней притчи.
Апостол Павел может быть в этом для нас примером. Он говорит: "Я могу жить и в роскоши, и в нищете". Давайте же и мы будем уметь жить независимо от внешних обстоятельств всегда и везде для Господа и ближних наших, будем ли мы жить в роскоши, а в роскоши трудно жить, уверяю вас, будем ли жить в нищете, в которой жить тоже трудно, не заражаясь завистью, ропотом, не заражаясь озлоблением. Будем же учиться жить по-христиански в любых обстоятельствах, дорогие братья и сестры.
И наконец, вспомним последние слова сегодняшней притчи: "Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят". Будем же знать и помнить то, чему учил нас Моисей, о чем говорили пророки; слышать их, потому что через них открывается нам воля Божия, указывается нам путь правды и справедливости. А Господь наш Иисус Христос к тому же дал нам путь благодати и Истины. И вот, сочетая в жизни правду Божию, закон Божий и справедливость с благодатью и Истиной, будем жить достойно нашего христианского звания.
Аминь.
«Православная община» № 5, 1991 года