Эдуард Мане, Завтрак на траве. Холст, масло. 2,08 м x 2,64 м
Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III. Выбор сюжета картины - двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе - вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.
"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?.." Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.
Джорджоне. "Сельский концерт" (Пасторальный концерт), 1510-1511.
"Nu"? Ладно, я им покажу, как это делается! - восклицает он. - Когда я был еще в мастерской Кутюра, то копировал Джорджоне - нагих женщин с музыкантами. Но она темна, эта картина. А фон слишком сплющен репуссуарами. Мне хочется сделать все это по-другому, передать прозрачность воздуха, изобразить людей такими, какими мы видим их здесь, сейчас". Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне.
И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов.
Марк-Антонио Раймонди. «Суд Париса», 1510-1520
Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке".
Марк-Антонио Раймонди. «Суд Париса», 1510-1520. Фрагмент
Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества... Всю зиму Мане с жаром работает над этой картиной... ...15 мая открывается "Салон отвергнутых"... ...С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает."Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа. Потрясающа настолько, что картина Мане почти тотчас же становится символом "Салона отвергнутых", олицетворением всего самого дерзкого, самого раздражающего. В ней есть "блеск, вдохновение, пьянящая сочность, неожиданность", - говорит Закари Астрюк. Живопись Мане кажется насмешкой над обычной живописью. В ее "решительности" есть "нечто строгое, острое и энергичное", в этом и заключается суть работы, и поэтому она кажется вызывающей.
Источник Картина салонного живописца демонстрирует, как тогда следовало писать подобные картины
Джеймс Тиссо. Завтрак вчетвером, 1870
Стиль картины Мане порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра.
Источник Пикассо исследовал творчество многих своих предшественников, но пожалуй, ни одна картина прошлого не удостоилась у него такого внимания, как Завтрак на траве Эдуарда Мане. В течение двух лет, 1961-1962, Пабло Пикассо создает 26 картин (14 из них - в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр и 140 рисунков своих версий картины Мане.
Пабло Пикассо Завтрак на траве (Мане) 2.. 1960 г
Пабло Пикассо Завтрак на траве По Мане. 1960 г
Пабло Пикассо. Le dejeuner sur l`herbe (Manet) 4. 1961
Пабло Пикассо. Завтрак на траве. 17 июня 1961
Пабло Пикассо. Завтрак на траве, по Мане. 1961, 12 июля
Версии и импровизации на тему "Завтрак на траве" от других художников.
З. Валишевский. Остров любви. 1935
Fernando Botero. Le Dejeuner Sur I Herbe. 1969
Источник