Оригинал взят у adam_a_nt в Рок и спорт Из вопросов и ответов на беседах по христианской этике
Пожалуйста, расскажите о роке (смех).
О. Георгий. Вот видите, чего мне только не приходится делать пред вами! Я бы с удовольствием, конечно, предоставил это кому-то другому, но что делать - сам «назвался груздем»... Тенденции, которые проявляются в массовой молодежной культуре, известны! Я по-настоящему их воспринимаю как важные «лакмусовые бумажки» для осознания душевного, физического и духовного состояний людей, духовного даже в первую очередь. Я далек от однозначных, одномерных оценок таких явлений. Мне представляется, что в них есть вещи очень значительные. Но совсем не случайно на свете появился рок, как и спорт. Особенно рок - сейчас не буду сюда же вплетать спорт, это сложное дело.
Такая культура появляется тогда, когда людям хочется расслабиться, отдохнуть, когда им уже не нужно «со страхом совершать свое спасение». И поэтому совершенно не случайно это явление появилось и распространилось в Англии и США, т.е. в странах некафолической церковной традиции. Для меня это совершенно очевидный факт. Или еще в полуатеистических странах. Впрочем, почти все страны, бывшие христианскими, теперь полуатеистические. Но особенно - страны некафолической традиции, т.е. не православной и не католической. Америка все-таки, не будем забывать, прежде всего протестантская страна. Хотя там сейчас очень много католиков, но и католицизм там немного особый. Даже и иудаизм там немного особый, как вы знаете, в основном не ортодоксальный.
[Spoiler (click to open)] Современная массовая молодежная культура, в том числе рок, - это следствие глобальных ошибок церковного учения и церковной жизни. Это одно из следствий того несовершенства в вероучении и практике, о котором мы часто забываем. Мы им часто пренебрегаем. Нам кажется, что все это лишь какие-то человеческие рассуждения, мудрость человеческая. Многие говорят: «Зачем нам аскетика и какое-то богословие? Это все для любителей и узких специалистов, а вообще надо жить так-то и так-то. Помогай ближним, допустим, пойди в больницу, помоги несчастным - вот это да. Какие-то там рассуждения, какие-то толстые книжки, какую-то догматику и аскетику придумали... Зачем нам все это?» А между тем известно, что количество даже тех больных, которых надо посещать, в большой степени зависит от той догматики и аскетики, которая описывается в этих толстых книжках. В частности, и наше общество никогда не выйдет из своего разлагающегося состояния, если не будут писаться и читаться хорошие книги по аскетике, догматике и т.д. Потому что если они хорошие, то они живые. Это не мертвые, не схоластические тома.
Рок с этим прямо связан. Рок - это развлечение для тех, кто уже спасен, это как бы активный отдых и физкультура, это расслабленность от вседозволенности, при всем при том, что люди там тяжко работают - те, кто работает. Посмотрите, сколько и в роке пота, - это же ужас! Как включишь эту музыку на TV, так обязательно показываются такие потные тела, прямо как в аду (смех). Это очень заметно, к слову говоря, и это входит в эстетику рока. Рок невозможен без крупного потного тела. Ну ладно, я не буду говорить об эстетике, об этом потом.
Почему спорт - зрелище для рабов?
Нет, это не просто зрелище для рабов. Вы вспомните историю. Кто хотел «хлеба и зрелищ»? Кто требовал «хлеба и зрелищ»? Вольноотпущенники и рабы в период разложения рабовладельческого строя, вольноотпущенники в первую очередь, т.е. люди уже формально свободные, но с рабской психологией. Современный народ, как вы чувствуете, мало чем от них отличается. И это очень ясно видно. Когда людей хотят отвлечь от чего-то серьезного, тут же начинают увеличивать внимание к спорту. Недавние попытки сократить спортивные телепередачи вызвали колоссальный протест в народе, потому что народ-то привык именно к удовлетворению вот этой потребности в «хлебе и зрелищах». А вообще, ему на многое было наплевать. Вот только сделать зрелище из заседаний Верховного совета надолго как-то не удалось (смех). С хлебом теперь тоже туго. Так что оставался только спорт да рок.
А. Копировский. И о роке, и о спорте хочется чуть-чуть добавить. Этот вопрос вполне актуальный и острый, тем более что у меня есть личный опыт участия и в том, и в другом, так сказать, непосредственно, не в качестве общего, коллективного участника. [Spoiler (click to open)] Мне вот что хотелось бы заметить по поводу рока. Начало его у нас - в широком смысле «массовое распространение» - приходится где-то на вторую половину 60-х годов. И мне думается, что ведь многие люди из тех, кто тогда и слушал, и играл, скажем, в ансамбле, как мне это пришлось, включалось просто в ритм. Ритм позволял выходить из той дикой, совершенно серой обыденности, в которой все тогда, по крайней мере большинство, жили. Я имею в виду людей абсолютно нецерковных. Когда мне пришлось поинтересоваться все-таки содержанием тех замечательных английских слов, которые все выкрикивали, я был потрясен - настолько они примитивны. И когда я теперь слышу некоторые песни, совершенно в такой же дикой рок-манере, но наши, отечественные, я поражаюсь уже тому, насколько рок все-таки русифицировался в культурном плане. У нас, как вы помните, содержание почти всегда преобладало над формой. Бывала и у нас какая-то замечательная гармония, например в эпоху Андрея Рублева, между живописью и сюжетом, но уже в XVII веке содержание пошло наверх, в ущерб форме. У передвижников, или даже еще лучше в живописи критического реализма (Перов и т.п.), а тем более в чистой литературщине, чистой публицистике - там форма была всегда где-то на заднем плане. Вот эти элементы вполне ощутимо вошли и в наш рок, по крайней мере в лучшие его вещи, и мне кажется, это хорошее, очень хорошее явление в тех пределах, в которых оно вообще может называться хорошим. Я хочу сказать, что если исключить фанатов рока, людей, которые теряют разум и сознательно себя к этому подвигают, - таких все-таки сравнительно немного, - то для большинства людей нецерковных это хоть какое-то приобщение к культуре и к тому положительному, что она несет. Я уж не говорю про какие-то вершины, которые есть во всяком культурном явлении, и в массовой культуре тоже. Это опять исключения, но им так и положено быть.
Что касается спорта, то это не столько, может быть, зрелище для рабов - тут, действительно, не совсем корректно был задан вопрос, - сколько зрелище, делающее раба, ведущее к внутреннему рабству. Кстати, как и участие в профессиональном спорте, или по крайней мере в том, который раньше еще не назывался профессиональным. Мне тоже пришлось в этом поучаствовать. Это очень тяжелая внутренняя атмосфера, совершенно не товарищеская, не братская. Никаких, даже элементарных, нравственных позиций здесь нет. Исключения я не имею в виду. Если какое-то высокое самопожертвование и проявляется в самом выступлении, в акте, в какой-то спортивной игре, то все-таки эти исключения можно перечесть по пальцам. Это действительно какое-то невероятное вдохновение, я думаю, больше присущее все-таки нашему, русскому спорту. Это всегда, как Матросов, - броситься грудью куда-нибудь и совершить что-нибудь героическое, хотя бы на футбольном поле, потому что больше абсолютно негде. У нас, я помню, смаковали в 1958 г. победу олимпийской сборной по футболу в Мельбурне, когда решающий гол забил футболист со сломанной ключицей. Он не ушел с поля боя. Вот такие моменты, конечно, очень высокие. Но, повторяю, кто нырнет чуть-чуть вниз - спасибо Юрию Власову, он наконец-то это широко обнародовал, - тот понимает, что это такое. Рабство здесь просто подстерегает и поражает человека, начиная с физического плана, когда человек к сорока годам - уже, как правило, выжатый лимон, и кончая духовным, потому что мир спорта очень жестокий и бездуховный. С интеллектом здесь - сами понимаете: когда наши замечательные спортсмены открывают рот на телевидении, то как-то уж очень их жалко.
О. Георгий. Относительно рока я все-таки хочу повторить свой акцент на том, что это прежде всего явление бездуховного мира. Это некий суррогат духовности, душевности и физической культуры. Да, это суррогат, но это, конечно, тоже вера и выявление веры, только надо разбираться, какие здесь вера и ее выявление. И поэтому для меня это в первую очередь по типу, типологически - явление протестантское, в котором действительно уже не нужно «со страхом совершать свое спасение». Не нужно, не требуется, ибо ты уже спасен. Послушайте баптистские песни - вам станет сразу «хорошо» и все ясно.