Рождество Богородицы - ИКОНЫ праздника

Sep 21, 2012 08:38

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).



Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.



Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.).
Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии.
В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев
исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.



Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век



Рождество Богородицы. Болгарская икона



Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.



Зачатие Пресвятой Богородицы



Рождество Богородицы.



Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви
в поселке Велегож Заокского района Тульской области.



Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией



Рождество Пресвятой Богородицы - Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XIX в. Екатеринбург



Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге



Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание



Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.



Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.



Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века



Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в.
Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора



Рождество Пресвятой Богородицы



Рождество Богородицы Россия. XIX век



Рождество Богородицы.



Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь



Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни.
Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни



Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)



Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95x75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора),
1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории



Рождество Богородицы



Святые Иоаким и Анна



Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией



Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.).
Находилась в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии Пошехонского уезда с. Исаакова,
в урочищах которого Богоматерь благоволила явить свой чудотворный образ.
Святыня монастыря находилась по левую сторону царских врат иконостаса каменного храма
Рождества Богородицы (1758). Икона представляла собой изображение Рождества Пресвятой Богородицы,
несомого двумя ангелами и окруженного херувимами.



Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300



Рождество Пресвятой Богородицы



Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва



Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией



Рождество Пресвятой Богородицы - работа на иконой еще не окончена

А. Васильева. Портал СЛОВО

икона, искусство, православие, праздники, Рождество Богородицы

Previous post Next post
Up