Мы едим НАШ насущный хлеб, а не каждый ест свой собственный"

Sep 20, 2012 12:19

Так случилось, что разговорился с одной женщиной, живущей и работающей в Москве. Она сама выехала из одной из кавказких республик и уже несколько лет приезжает на родину только в отпуск. Когда наши разговоры плавно перетекли с насущных житейских проблем на христианское русло веры и жизни она поведала мне о своем новом окрытии воспоминаний детства. После того, как она более полно стала вливаться в православную церковную жизнь, она стала больше вспоминать обряды своей жизни в горном селении и сопоставлять их с христианскими обычаями.

Раньше она сама была не верующая, как и её отец. Церковь была в другом селе и не все сельчане посещали её. Но её отец был уважаемым человеком в этом крупном населенном пункте. Сейчас не вспомню, кем он был по должности, да это и не важно. Но он всегда встречал любого гостя с радостью. Каждому нуждающемуся давал по его просьбе деньги в долг и никогда сам не требовал возврата, независимо от суммы или забывчивости того человека. По воспоминаниям этой женщины, дом всегда был полон приходящих и общающися гостей. Большие застолья - это визитная карточка многих кавказских народов. Но мою собеседницу через много лет поразило воспоминание об этих трапезах. Это привычно, что старейший во главе стола первым говорит тост и потом по ниспадающей возраста и положения встают остальные мужчины за столом и тоже говорят по теме трапезы. Сам однажды не один раз участвовал в таких трапезах в Аджарии. Но само благодарение на аланском языке (это было в Алании) вначале каждого тоста, было пепреведено моей собеседницей только много лет спустя уже в зрелом возрасте после знакомства с православным богослужением в России. Оказалось, что это молитва "Отче наш...", которую сами горцы воспринимали, как просто обрядовое благодарение не соотнося его с христианством. а выполняя традиции отцов. Сам отец моей собеседницы, оставаясь внешне не верующим и постоянно подчеркивающим это, придерживался в своей жизни христианских заповедей и соблюдал традиции своих родителей. Произнесение благодарения до и после трапезы для него было нормой жизни, как любовь к близким и друзьям. Оказывается на аланский язык были переведены несколько лет назад православные молитвы и моя знакомая, желая поговорить с отцом о Боге, привезла ему этот молитвослов. Только после того, когда она сама прочла некоторые из них, к ней вернулись воспоминания о этих больших праздниках за столом в её селе. Ввспомнилась и большая чаша с вином, передаваемая от одного к другому за столом. Вспомнились и национальные пироги-хлеба, которые выпекались к таким застольям. Трапеза-праздник, который человек разделяет со своими ближними. Трапеза любви - Агапа. Вот это мне вспомнилось, когда я прочитал строки, которые привожу ниже.


Агапа. Фреска из катакомб Домицилы

Оригинал взят у kir_a_m в "Мы едим НАШ насущный хлеб, а не каждый ест свой собственный"

Эти замечательные слова - хорошее напоминание нам сегодняшним, привыкшим на бегу проглатывать свой обед. В лучшем случае, если семья собирается, то вечером, да и то - чем наполнены наши разговоры за ужином? А трапеза всегда была для христиан наполнена особым смыслом, и ее задача - не только утолить наш физический голод. Иначе зачем было создавать человека, нуждающегося в пище :)

"Общение за столом - это праздник. Среди повседневного труда оно служит постоянным напоминанием о том, что Бог отдыхал, завершив Свою работу, о Шаббате как о смысле и цели недели, и о нашем труде. Наша жизнь - это не только труд, но и обновление сил и радость в благости Божьей. Трудимся мы, но Бог питает и поддерживает нас, и это причина,
достойная празднования. Человек не должен есть «хлеб печали» (Пс. 126:2); он должен «есть с веселием хлеб свой» (Еккл. 9:7); «и похвалил я веселие, потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (Еккл. 8:15); но, разумеется, «кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:25).

О семидесяти старейшинах Израилевых, которые взошли на гору Синай с Моисеем и Аароном, сказано, что «они видели Бога, и ели, и пили» (Исх. 24:11). Бог не приемлет наше непраздничное и невеселое настроение, когда мы едим наш хлеб в печали, в показной торопливой спешке или даже с чувством стыда. Бог призывает нас возрадоваться и отдохнуть посреди нашего рабочего дня, сев за стол со своими братьями. Общение христиан за столом предполагает определенные обязательства.

Мы едим НАШ насущный хлеб, а не каждый ест свой собственный. Мы разделяем хлеб друг с другом. Таким образом, мы связаны друг с другом не только в Духе, но и во всем нашем физическом существе. Один хлеб, который дается всем нам, связывает нас прочным заветом. Никто не должен быть голодным, если у другого есть хлеб, и тот, кто нарушает это общение материальной жизни, нарушает общение в Духе. «Раздели с голодным хлеб» (Ис. 58:7). «Не опечаль души алчущей» (Сирах 4:2), ибо это Господь приходит под видом «алчущего» (Мф. 25:37). «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15, 16). Когда мы едим хлеб наш насущный вместе, нам для насыщения достаточно даже самой малой толики. Голод наступает только тогда, когда человек заботиться о себе одном. Таков странный божественный закон. Разве история о насыщении пяти тысяч двумя рыбами и пятью хлебами (а также и другие библейские истории) не говорит нам о том же?
Общение за столом учит христиан понимать, что они по-прежнему едят тленный хлеб своего земного странствия. Но если они разделяют этот хлеб друг с другом на земле, они все вместе будут принимать нетленный хлеб в доме Бога Отца. «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15)".

Дитрих Бонхеффер
"Жизнь в христианском общении"

размышлизмы, Библия, цитаты, агапа, христианство

Previous post Next post
Up