Простить - значит принять в общение

Apr 12, 2013 23:53

Оригинал взят у sretenie_portal в Простить - значит принять в общение



В это воскресенье, четвертую неделю Великого поста, Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника,
подвижника веры, глубокого знатока духовной жизни. В храмах в этот день будет звучать Евангелие от Марка (9:17-31),
где рассказывается о том, как Христос изгоняет беса из тяжелобольного мальчика. Происходит чудо исцеления…

Мы пока не смогли найти в нашем архиве запись проповеди отца Иоанна на этот праздник, но с радостью публикуем
слово батюшки, сказанное в Прощёное воскресенье 2012 года.

26 февраля 2012 года
Слово о. Иоанна Привалова в неделю сыропустную - Прощёное воскресенье

Дорогие братья и сестры, христиане!

Мы дожили до этого замечательного праздника - воскресенья, которое в нашем народе называется Прощёным воскресеньем. Какие сегодня для нас прозвучали замечательные, ободряющие слова Самого Христа (Мф 6:14-21) и апостола Павла! Эти слова полны радости, надежды и веры в нас. Мы знаем, что трудно человеку жить, когда внутрь закралась обида. Не всегда легко понять, что внутри тебя есть обида. Иногда обиду можно отследить по тому, что вдруг померкло солнце, перестало всё нравиться, испорчены отношения, испорчен день, испорчен праздник жизни, разговаривать не хочется, руки опустились, глаза бы ни на кого не глядели. Это о той обиде, которая закатилась в нас сегодня или вчера, но что говорить об обиде, которая живёт в нас годами, а иногда десятилетиями. Мы к ней привыкли, как привыкает человек жить, если у него вывихнут какой-то сустав, когда есть какие-то хронические болезни. Мы её уже и не замечаем…


Иногда происходит чудо, и мы от обиды освобождаемся - мир подарен нам заново. Праздник вернулся в нашу жизнь. Мы и не знали, насколько наша жизнь была под гнётом, и вот этот гнёт пропал. Но, дорогие братья и сестры, если как-то можно мириться с хроническими болезнями тела, то обида в прямом смысле есть зло. Не то зло, которое атакует нас извне, а то, которое прокралось внутрь. Это «агент смерти» в нас. Это враг, который ежесекундно отравляет нашу жизнь и делает всё в жизни неприятным, нехорошим. Человек, в котором живёт обида, может даже и не знать о ней: просто всё для него становится скучным, неинтересным, противным. Мысли его извращаются. Кто бы что ни сделал, он всё время думает, что это не просто так сделали, в этом какой-то есть умысел, замысел против него. Что бы ни случилось, всё кажется ему происками врагов: «Посмотрите, как он смотрит на меня… Он меня просто ненавидит…» И ведь невозможно человеку объяснить, что это не так, потому что он-то уверен, что всё именно так.

Откуда, дорогие братья и сестры, такой взгляд на жизнь? А именно от того отравления, которое в нашей жизни происходит ежесекундно.

Но есть и другие люди, которые всегда радуются, за всё благодарят: «Господи, слава Тебе!» Погода хорошая: «Слава Тебе!» - погода плохая: «Слава Тебе, Господи!» Они рассуждают так: «Вот случилось со мной худо, а сколько было добра! Не забыл меня Бог. Не было бы счастья, да несчастье помогло». Или говорит другой человек: «Ну что же ты расстраиваешься, это же тебя обидели. Надо расстраиваться, когда ты обидишь». Эти удивительные люди где-то рядом с нами, они совершенно простые на вид. А всмотришься, вслушаешься - и оживаешь просто от того, что есть такие люди. Почему они другие? Может быть, им посчастливилось, и они смогли не дать возможности злу проникнуть в себя. Мы неоднократно говорили, что одно из отличительных качеств христианина - это радостное, благодарное принятие жизни и удивительная находчивость: способность там, где, казалось бы, нет никакого повода для радости и благодарности, обнаружить этот повод и благодарить.

Вернёмся к обиде. Один русский писатель сказал, что обида - это "ободранное самолюбие". Люди высокой духовной жизни говорят нам, что обида, уныние не зависят от обстоятельств нашей жизни. Мы можем сказать: «Я обиделся, потому что на моем месте любой бы обиделся». А оказывается это не так. Ты обиделся, кто-то ещё обиделся, а другие не обиделись. Достоевский говорил, что обида замешана на желании получить удовольствие; "если б вы знали, как приятно бывает обидеться!" Человек, оказавшись в непростой ситуации, может почувствовать право на обиду, чтобы своей обидой принести другим боль. Но хуже всего будет в этой ситуации самому обиженному. Почему? Потому что он пустил в себя зло. Обида - это зло. И повторяю, легко расстаться с той обидой, которая запала в сердце вчера. Но с обидой, с которой прожил всю свою жизнь, расстаться бывает очень сложно. Если обиженному человеку сказать: «Вы на кого-то давным-давно обиделись» - «С чего вы взяли? - ответит он. - Всё уже давно простил». Человек удивляется, он искренне считает, что всё давным-давно прощено, а яд, тем не менее, распространяется по всему его организму. Этот яд делает жизнь тусклой, скучной, отравленной, неинтересной, и у такого человека одно желание - наблюдать, кто ещё что неправильно сделал, и осуждать, конечно. Потому что если совесть есть, то она требует объяснений: почему я живу такой жизнью? Плохой жизнью, не той, которую Господь хочет мне подарить. Этот человек искренне считает: «Живу я такой жизнью, потому что все плохие. Вы посмотрите на них: думаете, что они такие хорошие? - Да ничего подобного. Вы не знаете этого человека, вы думаете, что он молодец, а он подлец, и у меня все документы в моей памяти хранятся». Поговоришь с этим человеком, и становится как-то не по себе: вроде бы и всё хорошо, смеялись и говорили, радовались и улыбались, выходишь - и всё равно оскомина внутри, всё равно осадок. Почему? Да потому что яд, который живёт в таком человеке, распространяется, претворяется в распад и разрушение, искажает всё.

С этой обидой надо расставаться. Господь говорит о прощении. Но как простить?

Мы знаем, что простить - это значит принять в общение, вернуться к простоте, непосредственности, исправить отношения. Мы согласны, не возражаем. Надо простить. Надо исправить. Но как это сделать? С чего начать? Этого человека я вроде простил, но опять что-то испортилось. С этим тоже вроде год назад простили друг друга, а ещё хуже стало, у этого в ногах валялся, и слёзы капали, а толку нет. Что делать? Если так бесконечно убеждать себя в том, что все эти попытки напрасны, то руки, в самом деле, опустятся, никакого прощения не наступит. Что делать, братья, сестры?

Мне кажется, что начать надо с того, чтобы от всего сердца простить и принять в общение Того, Кто не сделал нам ни единого зла, но Которого мы в упор в своей жизни не видим, всё время игнорируем. Спросим себя: готовы ли мы вступить с Ним в общение, является ли Он нам радостью и утешением, память о Нём облегчает ли нам жизнь, радуемся ли мы каждое утро, что просто Он есть? Я говорю об Иисусе Христе. Мы можем сказать: «Кто из нас здесь сумасшедший, чтобы мог обижаться на Христа?» А находимся ли мы, братья и сестры, с Иисусом Христом, Господом нашим и Спасителем, в общении? Наверняка все скажут: каждое утро обращаемся. Неправда. Мы обращаемся к Богу Отцу, как правило, но даже когда твердим: «Господи, Иисусе Христе, Тебя прошу, Тебя молю!» - думаем ли мы о Христе? Или используем Его как средство для достижения необходимого нам результата? Принимаем ли мы Христа в Его Богочеловеческом достоинстве? Зачем Он нам нужен, зачем мы Его зовём? Трепещет ли наше сердце радостью от одного воспоминания о том, что Он есть? Где Он в моей жизни? Прощение начинается не со слез, оно начинается с внутренней задачи, которую для себя ставит человек, и понимает, что путь достижения этой цели может быть нелёгким и долгим.

Мне иногда приходится отвечать на вопрос, который обычно и задают верующим людям: «Как простить вот такую-то ситуацию?» - и рассказывают что-нибудь такое, от чего душа просто сворачивается, не выдерживая этого рассказа. Что скажешь здесь? Мы попадаем в какую-то западню. Христос нам говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Но любой нормальный человек понимает, что есть запредельные ситуации, где ни о каком прощении и речи быть не может. Где граница, кто её ставит? И не значит ли это, что слово Христово - это не слово Бога, ставшего Человеком, это просто слово одного из мудрых людей: его всегда можно ограничить. Это не слово, сказанное на все времена, на все века, для всех ситуаций. Где западня, почему мы попадаем в нее? Может быть, потому, что неправильно понимаем, что значит простить и где источник прощения. Он начинается для нас, братья и сестры, с того, каково место Иисуса Христа в жизни каждого из нас. Ответить на этот вопрос нам не просто. Есть люди, которые могут сказать, что в их жизни был период, когда всякая мысль об Иисусе Христе вызывала необыкновенное счастье. И отзывается наше сердце на эти слова. Но мы не можем не заметить, что говорят они об этом периоде в прошедшем времени. Значит, сегодня другой период, где память об Иисусе Христе присутствует, но довольно размыто.

Что делать, с чего начать? И нужны ли Христу наши эмоции? Нет. Эмоции, как правило, первичный уровень, не самый главный. Это реакция удивленного человека, радостная реакция, но дальше Господь хочет, чтобы наши отношения с Ним были глубокими, серьёзными, нерушимыми. Мы говорили с вами не однажды, что Христос пребывает не столько где-то вне нас, Он идёт в нашу жизнь из глубин нашего духа. Он нам соприроден. Он с нами уже связан. Христианская жизнь - это жизнь людей, сознательно и ответственно избравших Христа главой своей жизни, Царем своей жизни, призвавших Христа на царство. И поэтому начало прощения в том, чтобы поставить перед собой такую задачу и медленно, последовательно её достигать. Чтобы не на эмоциональном уровне, но во всей жизни Христос Спаситель был главой жизни. Если это происходит, то Сам Господь открывает нам возможности понять, что значит простить другого человека, что значит принять его в общение.

Нельзя человека простить и принять в общение всерьёз, если не знать, а где его сердце, что его волнует, с какими сокровищами оно связано. Если с тленными благами, о которых Господь предостерегал нас, - это одна ситуация. Если человек находится в поиске своих сокровищ - это другая ситуация. Если сокровищем для человека является Господь Бог - это уже третья ситуация. Если мы говорим о прощении полном, окончательном, о прощении как о достижении полноты и чистоты жизни цельным человеком, то без Христа нам не обойтись.

Поэтому давайте сегодня в это Прощёное воскресенье испрашивать прощения у других людей, каясь в том зле, в тех обидах, которые мы им причинили. Давайте всерьёз, в полноте и глубине подумаем: а нет ли в нас обиды на нашего Спасителя, Который нам никакого зла не сделал, но Которого мы в упор не видим и видеть не хотим? Пусть наше покаяние приведёт прежде всего к восстановлению нашего общения со Христом. Это путь и к Богу Отцу, и к сердцу любого человека. Да поможет Господь нам в этом. Аминь.

о. Иоанн Привалов

Previous post Next post
Up