«Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском»

Mar 28, 2013 11:16

В настоящее время в Русской Православной Церкви оглашение зачастую состоит из 3-4 бесед на протяжении 1 месяца. Как правило, содержанием этих бесед является толкование Символа веры. После принятия оглашаемыми Таинства Крещения им рассказывается о Таинствах Церкви. По факту во многих епархиях оглашение сводится к одной или двум встречам... А какой опыт существовал еще совсем недавно в прошлом веке?

Оригинал взят у pa_o_lina в "Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском"

Из "Кишиневских епархиальных ведомостей", №24, июнь 1911 года (с.178 - 184).

ПРАВИЛА
о просвещении в Кишиневской епархии евреев и других иноверцев святым крещением§ 1. Нехристиане принимаются в Христианскую Церковь посредством таинства крещения.

§ 2. Иноверцы, не достигшие 14 лет, просвещаются святым крещением с согласия своих родителей или опекунов, но не без положенного церковными правилами оглашения, согласно 1-му Правилу Тимофея Архиепископа Александрийского.

§ 3. Иноверцы, достигшие 14 лет, просвещаются святым крещением без согласия родителей или опекунов с оглашением в течение шести месяцев.

§ 4. Ни шестимесячный срок для оглашения несовершеннолетних иноверцев, ни сорокадневный для оглашения совершеннолетних не могут быть непреложными, но могут быть сокращаемы и расширяемы в зависимости от понятия и степени убеждения обращающихся (Св. Зак. 1890 г. Уст. о пред. о пресеч. прест. прилож. к примеч. 70 ст. п. 2-3 Уст. Дух. Конс. § 71 п. 3 с примеч.).

§ 5. Смертно больные иноверцы просвещаются святым крещением по вере восприемников без оглашения (46 Прав. Лаод. соб. Карф. Соб. Прав. 45 и Тимофея Александрийского Прав. 4).

§ 6. Иноверцы бесноватые должны быть просвещаемы св. крещением по выздоровлении, но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Тимофея Apxиeп. Алек. прав. 2).

§ 7. Женщины иноверки, оглашаемые ко крещению, если приключится им „обычное женам“, просвещаются святым крещением по очищении (Тимофея Apxиeп. Алек. прав. 6).

§ 8. Оглашаемый иноверец, впавший в тяжелый грех, не просвещается святым крещением, пока не исправится и не очистится покаянием. Но если снова впадет в грех, то лишается права быть крещенным в течение трех лет (Неокесарийского соб. Прав. 5, Пятый Вселен. соб. прав. 14).
§ 9. Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском.

§ 10. Оглашаемые все время оглашения должны а) удаляться от общения с прежними единоверцами, б) проводить в посте и молитвах, являться ко всем церковным службам к самому началу, молиться с полным сокрушением и слезами о прежде содеянных ими грехах и с пламенным желанием принять святое крещение и стоять в храмах во время литургии верных, после чего должны выходить из храмов и стоять на паперти (44 Прав. Лаодик. соб.).

§11. Самыми подходящими местами для оглашения иноверцев простых являются монастыри, где учителя и учительницы монастырских школ совместно с настоятелями и настоятельницами монастырей или избранными благочестивыми иеромонахами и монахинями могут в узаконенный срок оглашения наставлять ищущих в истинах веры и где оглашаемые ежедневно могут посещать церковные службы.

§ 12. Оглашение иноверцев может быть на указанных выше началах и в приходских храмах, если только ищущий крещения иноверец по каким-либо уважительным причинам не сможет быть оглашаемым в монастыре.

§ 13. В 45 правиле Лаодикийского собора читаем: „Да речет веру пред Епископом и пред пресвитером в четверток коеяждо недели хотяй крестится". В толковании на это правило сказано: „Подобает приходящаго к соборной церкви и хотящаго приятии Крещение поучать вере прилежно и еже аще навыкнет, да исповедает пред Епископом или пред пресвитером в четверток коеяждо недели, дондеже креститися, не подобает бо вскоре таковаго крестити, прежде даже веры не навыкнет“. Итак, нужно не только поучать оглашаемого, но и испытывать знания его в области веры.

§ 14. Для испытания знания оглашаемыми иноверцами истин христианского нравоучения и вероучения, истин церковно-богослужебных и обрядов учреждаются испытательные комиссии 1) в Кишиневе из пяти членов Епархиального Миссионерского Совета по назначению Епархиального Преосвященного, 2) в уездных городах из двух священников и огласителя, выбираемых городским духовенством, а в каждом благочинническом округе из двух членов и огласителя по выбору духовенства, а в монастырях из настоятеля, начальницы, учительницы или учителя и огласителя или огласительницы по назначению настоятеля или начальницы. В Кишиневе огласительная комиссия считается «Епархиальной» и все уездные комиссии представляют епархиальной свои отзывы о результатах оглашения, а епархиальная комиссия докладывает Преосвященному на зависящее распоряжение.

§ 15. Огласитель, прежде чем допустить оглашаемого к установленному испытанию, собирает о нем подробные письменные сведения.

§ 16. Если оглашаемый окажется по справкам нравственно неблагонадежным и незаметно будет во время оглашения стремления к исправлению и к посещению богослужения, то комиссия в испытании ему отказывает, и крещения он не может сподобиться, согласно 8 правилу 7 Вселенского собора.

§ 17. Члены миссионерского кружка или миссионерского Совета должны иметь наблюдение за оглашаемыми, помогая священнику и докладывать ему или комиссии о том, если заметят что-либо предосудительное в поведении его.

§ 18. В пределах Кишиневской епapxии оглашаются и, по удовлетворительном выдержании установленного испытания, просвещаются святым крещением только иноверцы, коренные жители Бессарабии и живущие в ней не менее года, а приезжающие именно с целью крещения не удостаиваются такового.

§ 19. Священники не могут приступать сами к крещению иноверцев без разрешения от своего Епархиального Начальства.

§ 20. Поэтому иноверцы, желающие креститься, или сами лично или чрез свое начальство, если они состоят на службе, подают прошение в Консисторий о дозволении им принять Св. Крещение.

§ 21. К прошению должны быть приложены все документы, удостоверяющие личность просителя, его возраст и семейное положение, звание, род службы и т. д. (Ук. Св. Синода 17 нояб. 1840 г.).

§ 22. Иноверные после крещения поручаются надзору и руководству того приходского священника, в приходе коего живут.

§ 23. Священники приходские обязаны в течение трех лет доносить Епархиальному Миссионерскому Совету о жизни и поведении крещенных.

§ 24. Огласительные комиссии руководствуются при оглашении евреев и других иноверцев следующею инструкциею.
(Продолжение следует)

Для справки: «Кишинёвские Епархиальные Ведомости» - первый журнал в Бессарабии. Начал выходить с 1 июля 1867 г. Под этим заглавием журнал выходил до июля 1917 г., а с июля 1917 г. он получил название «Голос православной Бессарабской церкви». До 1871 г. журнал печатал материалы на двух языках: на русском, на левой половине столбца, листа и тот же материал на молдавском, на правой. В 1867 - 1904 гг. журнал выходил два раза в месяц (1 и 15 числа),а в I905-I9I6 гг. - еженедельно. Всего за 50 лет вышло около 1500 номеров. «Кишиневские епархиальные ведомости» состояли из двух отделов: официального и неофициального. Редакторами журнала были М.Скворцов (1867-1873 гг.), П.Паховский, М.Ганицкий (1873-1874 гг.), Х.Бочковский, М.Ганицкий (1875-1867 гг.), А.Стадницкий (1888-1896 гг.), А.Яновский (1897-1905 гг.), И.Пархомович (1905 г. по 1.908 г. до № 5) и В.Курдиновский (с 1908 г., с № 6 до 1916 г.) [Трубецкой Б. А. Из истории периодической печати Бессарабии 1854 - 1916 гг. - Кишинёв, 1989. - С. 23.]

воцерковление, крещение, перепост, оглашение

Previous post Next post
Up