Юфит и речь

Jan 17, 2012 19:25


Речь не принадлежит кинематографу. Она приходит из камланий и молений, из давления греческого хора, запутывается в пудреных париках театральных действ, развивается в спорах афинских софистов и венецианских ростовщиков. А затем внезапно запинается о немоту чёрно-белых фильмов, прокручивающихся со скоростью 16 кадров в секунду, отчего все герои так смешно бегают, а изображение мерцает и постоянно прерывается на долю мгновения. Речь мелькает в виде интертитров - однако, это уже не речь - это литература, текст, письмо. Да и потом, с появлением звука, речь в кино не появляется. Появляются песни, сценарные интермедии, обрывки пьес. Герои никогда не запинаются, говорят как по писанному, не пересыпая свои фразы обломками слов, бесконечными «ээээээ», «так сказать» и «кстати».

Речи не доверяют голливудские сценаристы - в этой манной каше из множества слов-крупинок так мало цукатов, которые можно долго пережёвывать, обнимая Ингрид Бергман, будучи одетым при этом в шляпу и плащ (О, Богги!), и сигаретный дым будет при этом скручиваться слоистыми плюмажами под самым потолком и полированной поверхностью фонό. Зритель любит цукаты, а манная каша пусть покрывается клёклой коркой - не жалко.

Речи не доверяет Брессон - его модели проговаривают не речь, но текст, максимально нейтральный - работа лобзиком по дереву, сухой картон - но из этой нейтральности родится чувство, задуманное заранее, но спрятанное, спрятанное. Фабрика слов, в отделе кадров которой выносят строгий выговор тому, чьей продукции приписывается некая интонация. Сухие опресноки, к которым не подадут мёда.

Речи не доверяет Ромер - речь нужно переговорить. Говорить нужно много-много, чтобы никто не заподозрил говорящего в неравенстве слов. Можно говорить много и без смысла - так даже лучше. Французская революция речи с её вечным «эгалите» - все слова должны быть равны: «пляж» и «люблю», «Паскаль» и «плакать». Речь нужно показать косвенно, чтобы поверили, чтобы не вспомнили о театре. Когда кто-то говорит - он часто за рамкой кадра, потому что важнее тот, кто слушает. Течение речи у Ромера - это та река, в которую второй раз не войдёт даже Гераклит.

Речи не доверяет Риветт, у него речь - всего лишь серная головка, чтобы вспыхнула спичка чувства. Это нейтральность бертолетовой соли - нейтральность потенциальности. Речь у раннего «шифмановско-дегрегориевского» Риветта динамически хаотическая, и даже не следует тратить время на выписывание странных аттракторов, описывающих её траектории; у позднего «бонитцеровского» Риветта - речь выученная, жёсткосценарная (доказательством служит возможность сличить одинаковые дубли «Прекрасной проказницы» и «Дивертисмента»). Речь у Риветта - это тоже хлеб, но не пресный, а дрожжевой. Хлеб на каждый день - хлеб, как чудо и тайна. Иногда - маленький круассан с шоколадом внутри.

Речь появляется у Гарреля и Дюмона, но только для того, чтобы исчезнуть в глухоте и немоте. То звук отключат, то уже и говорить не нужно. До слова речь распадётся у Гранриё - причём распадётся естественно, как в жизни, когда падает снег и чувствуешь теплоту руки другого человека. Герои Грина будут налагать свою речь прямо на поверхность барабанной перепонки, глядя зрителю прямо в глаза так, что не удастся отвести. У Тарковского речь подчиняется коллажной  игре (так и хочется ввернуть «постмодернистской», но записать Тарковского в прото-постмодернисты весьма смело): тут - вспомним Лебядкина, тут - закадровый голос, тут - стихотворение отца, тут - цитата из Библии. Но, играя по правилам коллажа, он у Тарковского преодолевается, подчиняясь иерархии канона - но всё же словам доверия нет, потому что они «какие-то вялые» (Смоктуновский говорит эту фразу потрясающе… брезгливо).

То есть с речью «разбираются» сразу, не отходя от сценария/окуляра камеры/мизансцены. У Евгения Юфита же эти «разборки» проходят сквозь всё творчество, что не может заинтриговать человека, любящего исследовать механизмы речи в кинематографе и наслаждающегося процессом этого исследования.

Фильмы 1984-1989 годов - это именно немое кино, честное немое кино, немота которого не подразумевает наличие речи. Виктор Мазин в книге «Кабинет некрореализма: Юфит и» пишет красивейшую фразу, окончательно выражающую эту немоту: «Нет слов перед лицом смерти» (с. 157). Но слов не просто нет, слова не требуются тем, кто бросает снег лопатами, конвульсивно изгибается на рельсах, поджидает кого-то в камышах с дрекольем и кончает с собой фантазийными способами. В «Весне» (1987) внезапно появляются титры, которые доверчивые зрители из-за заграницы воспринимали, как синопсис, объясняющий действие (всё чаще задумываюсь, что действие в фильмах Линча, Юфита и Барни категорическим образом не нужно объяснять).

В фильме «Рыцари поднебесья» (1989) речь наконец-то появляется. Да ещё как! Героически, победоносно, чуть ли не краснознамённо (сценаристом и диалогистом последующих фильмов Юфита до 1998 года будет Владимир Маслов). Однако это появление речи - победоносный обман, речь, рождённая из идеологии, тот речевой вирус, который пожирает окончание сорокинской «Тридцатой любви Марины». Бодрый радиоголос будет стаккато зачитывать отчёт о победе наших военных альпинистов, заготовке хлеба, увеличении поголовья скота, напряжённости на границе с Афганистаном (нужное подчеркнуть). Удивительно, что связная и логичная речь, подразумевающаяся осмысленной, сразу же отдаётся Большому Другому (политике, идеологии, пропаганде), но удивление сразу же исчезает после появления контрастирующей с этой речью визуального ряда - фотофильма, который живописует процесс аутоасфиксии с помощью скрученной в жгут простыни. И всё же речь рождается и у других персонажей - та речь, о которой мечтал обергруппенфюрер СС Генрих Мюллер, шеф гестапо, в фильме «Семнадцать мгновений весны», речь существительных и глаголов (у Йоргоса Лантимоса в «Кинетте» такая речь тоже присваивается людям, близким «внутренним органам»). Речь сухая и невыразительная, переходящая в чавкание и зажёвывание. Такая речь быстро скатывается к афазии, быстро разрушается, предложения усекаются, разваливаются.

Речь как маркер состояния появляется в фильме «Папа, умер Дед Мороз» (1991). Обыденная речь в виде диалога по телефону прерывается долгим молчанием, поддерживается пламенной радио-речью об истреблении кротов, а затем хокку-речью в поезде - она состоит из существительных и полностью тождественна проплывающим за окном вагона пейзажам («Лес. Озеро»). Да и затем, в деревне, слова нужны только для констатации (интересно, что жена брата главного героя - немая, однако пытается говорить, выговаривать слова). Развитие речи - излишне, что отличает речевую ситуацию от ранних фильмов, где речь была просто не нужна («О смерти - ни слова». В. Мазин «Кабинет некрореализма: Юфит и», с. 159 - с упоминанием последней фразы «Логико-философского трактата» Витгенштейна; если Кустов - основатель некрориторики, то Виктора Ароновича Мазина можно смело именовать «некропоэтом»). После минимального объёма речи, кажущимся прорывом является многословный монолог врача-стоматолога (он требует у главного героя открыть рот - чтобы набить его ватой; потрясающий ход прерывания диалогичности!), которого играет Владимир Маслов, однако его абсурдность заставляет усомниться не только в наличии в нём смысла, но и наличии смысла в речи вообще. Только появившись, речь уже себя исчерпывает - присвоенностью ли идеологии, стремлением ли к разрушению, тяготением ли к абсурду. Особым случаем в этом ряду стоит фильм «Воля» (1994), немой фильм, диалог в котором продублирован титрами на немецком языке, смысл текста которых нарочито и навязчиво символичен, что является четвёртым путём развития речи в фильмах Юфита.

Итак, речь в фильмах Юфита априори инородна, что, впрочем, подтверждает его влечение и стремление к чистой визуальности. Отчистить визуальное от речевого у Юфита получается в фильме «Деревянная комната» (1995), который совершенно не содержит речи, не будучи при этом «глухим», беззвучным (Хосе Луис Герин «стратил» эту возможность в великолепном фильме «В городе Сильвии», в котором объясняющий диалог в трамвае разрушает гудящую бессловесную атмосферу блуждания и преследования).

В фильмах «Серебряные головы» (1998), «Убитые молнией» (2002) и «Прямохождение» (2005) появление речи настолько разнообразно, насколько ещё раз подчёркивает её инородный характер. Это и витийственная пустосмысленная речь (иронично присвоенная учёным), обслуживающая речь из существительных и глаголов, многосмысленная абсурдная речь. Вавилонская башня разрушена, и все подходы к речи смешались. Юфит даёт во всей полноте ощутить фальшь речи, похожую на фальшь играющего диско-шлягера на берегу моря или оперной арии в лесу - фальшь не как ложь, а как несоответствие. В мире его фильмов речь равна фальши.

И всё-таки один кадр позволяет судить о том, что в мире молчания и смерти зарождение речи возможно, правда, не в том виде, который нам привычен. В фильме «Убитые молнией», в одном из немногочисленных крупных планов, один из этих странных юфитовских голых мужиков поднимает глаза гóре и пытается родить первое слово, хрипя и сипя так, что по спине бегут мурашки. Потом, прекратив этот хриплый рёв, он бредёт пшеничным полем, исчезая в подлеске. Речь родилась и умерла. За ненадобностью.

Хосе Луис Герин, Йоргос Лантимос, Виктор Мазин, Евгений Юфит, Филипп Гранриё, Мэттью Барни, Эрик Ромер, Дэвид Линч, Робер Брессон, Эжен Грин, Владимир Маслов, Владимир Кустов, Андрей Тарковский, Владимир Сорокин, Брюно Дюмон, Жак Риветт, Филипп Гаррель

Previous post Next post
Up