Размышления о видео (часть 2)

Dec 14, 2011 16:33



Продолжение. Начало в   http://alex-kin.livejournal.com/86176.html
3. Внимание к фактуре и детали. Раз нет нарратива - я успокоился и растворился в визуальном (синхрон позволяет забыть о звуке - звук как данность и неизменность - речь говорящего превращается в музыку). И тут пришло желание «перефактурить» фактуру изображения. Ткань костюмов, сорочек, галстуков, шерсть свитеров, мерцающий экран медиа-проектора, кожа, морщины. Быстрые трансфокаторные наезды, которые в кинематографе считаются верхом пошлизма, в видео вскрывают детали. Говорящие рты, руки в ажитации, выражение глаз. Видео - вампир, об это уже говорили. Оно быстро и эффективно высасывает энергию изображения - даже люди словно становятся старше. Морщины на видео - это «честное изображение» в «Жанне Д’Арк» Дрейера. Может быть, слишком честное. Поэтому - лживое.
4. Из-за того, что видео не дано рассказывать истории (все данные размышления относятся именно к видео, как к отдельному медиа, а не когда на видео снимают кино), то оно стремится не к рассказу, а к рассказчику. Мутная невыразительность, неточная визия видео, противоположная визии кино, которая, даже будучи мутной, остаётся выразительной, открывает для себя самое выразительное - лицо и руки рассказчика. Если сказать грубо, видео недоступна магия выразительности кино при съёмке лица, но присуща правда выразительности.
При съёмке всё время появлялось желание укрупнить лицо, отрезать человека от сцены, проникнуть сквозь лицевость. Срифмовать выражение лица и жесты рук в попытке отыскать некую правду, не связанную с речью. Правду тела. Правду лица.
Постоянное обращение к крупному плану лица изменяет природу такого кадра. Крупный кадр лица по Делёзу - кадр аффектированный, в видео же, которое стремится к лицу, интенсивность аффекта уплощается. Лицо перестаёт быть особенным. Так видео возвращает лицу лицевость, отбирая кинематографическую выразительность лица (прибавочная стоимость: лицо в кино больше чем лицо). Лицо снова становится лицом.
И, чтобы стать снова чем-то особенным, лицо фрагментируется. И это уже меньше чем лицо - другое лицо, видеолицо.

Видео, Визуальное, История с продолжением, Карл Теодор Дрейер, Жиль Делёз

Previous post Next post
Up