Тиберий Сильваши. Фото с личной страницы Facebook
Тиберий Сильваши. Эссе. Тексты. Диалоги. - Киев: huss, 2015. - 204 с. ISBN 978-617-7110-20-9
(К сожалению, тираж книги всего 500 экземпляров...)
Я читал эту книгу чуть больше месяца - растягивал удовольствие, возвращался (и буду возвращаться) к отдельным фрагментам, чтобы детальней их обдумать, пытался сложить мозаику. В книге, как и следует из названия, три раздела (раздел "Тексты" приведен ещё раз в конце книги в английском переводе). Между разделами "Эссе" и "Тексты" различие трудноуловимое - "Тексты" Сильваши это скорее притчи, аллегории, может быть, коаны, "Эссе" - это размышления о живописи, о живописцах, которые интересны Тиберию. "Диалоги" представляют собой собрание интервью, которые Тиберий давал начиная с 2000 года (в книге есть и то интервью, которое я взял у него для Cineticle). "Эссе" охватывают период 1993-2011 гг., "Тексты" - 2008-2013 гг. Таким образом, книга в моих руках - обстоятельный корпус высказываний Сильваши и о Сильваши.
Читая эту книгу, я снова и снова возвращался к мысли о важности воспоминания или, точнее, впечатления при знакомстве - уже тусклого, стёртого, как монета. О Тиберии Сильваши я узнал из еженедельника "Україна" за 1987 или 88 год - в этом журнале обязательным элементом была вкладка из более плотной бумаги с репродукциями различных живописцев. Эти вкладки я вырывал, складировал в отдельную папку, пересматривал. Так я познакомился с работами Сильваши периода "хронореализма" - хотя точно ничего сказать не могу: бросился к папкам и, естественно, ничего не нашёл (переезды с квартиру на квартиру очищают память не хуже лоботомии, не оставляя при этом и материальных объектов, которые эту память могли бы освежить). Но имя осталось в памяти.
И вот, много лет спустя, я познакомился с паном Тиберием - у нас были интересные разговоры, за что я ему благодарен. А книга его эссе, текстов и диалогов стала для меня вещью дидактической, в том смысле, что я кое-чему обучился при её чтении. Кратко и тезисно - о частных вещах:
1. Постоянное чувство при чтении, атмосфера книги - беспокойство мышления. Сильваши всё время в работе, всё время в мыслях. Это дорогого стоит. Книга даёт представление о его живописном пути - это, без сомнений, важно, так как бесконечно важно видеть (пере)движение мысли. Но путь может и не сложиться - может быть, я так успокаиваю себя, пока не видящего как собственный путь слагается из шагов (в принципе, это и не моё дело - размышлять о пути; нужно идти). Путь... промолчу, а вот постоянное беспокойство мышления - для меня это очень важно.
2. Может быть, частное дело, не знаю: Тиберий, без сомнений, человек детально знакомый с живописью, околоживописным и философским дискурсами, никогда не пытается быть интересней, не пытается заинтриговать знаниями, блеснуть, что ли. Это скромность или даже экономность мышления важна для меня, потому что я до сих пор не могу избавиться от стремления к эффектности. Там, где можно поставить мат в два хода, я разворачиваю многоходовую стратегически опасную ситуацию. У Сильваши этого нет - где нужно подкрепить свои размышления сентенциями других авторов, это выполняется, но не более того. И этому я буду учиться.
3. И снова, наверное, частное, но это то, что меня очень воодушевляет. Сильваши никогда не молчит, если ему есть что сказать о творчестве других живописцев. Сильваши восхищается другими авторами - в этом нет никакого воскурения фимиама, так как это восхищение объясняется в эссе. И оно искреннее. Человек чего-то выдумывающий хочет отнюдь не похвалы, он хочет, чтобы вокруг него не возникал вакуум, не повисало молчание. Это не "давайте говорить друг другу комплименты", ничего подобного, никакой лёгкости нажатия кнопки "лайк" - это восхищение мыслью другого человека, попытка его понимания.
4. Наверное, самое частное. Сильваши - это живописец, работающий с цветом, светом, временем. Все три эти вещи-состояния связаны между собой, попыткам объяснения столь тонких вещей пан Тиберий уделяет в книге гигантский объём. Самое интересное, что меня зацепило, над этим обстоятельством я раздумываю и буду раздумывать и далее: монохромный объект покрывается Сильваши множеством слоёв краски, а время, как пишет он сам - на боковинках объекта, где можно рассмотреть слои, которые не видны, если смотреть на цветовой объект в фас. Здесь возникает множество мыслей, которые для меня пока неуловимы - например, соотношение глубины и поверхности, археология времени, наслоение мыслей, которые не видны, но всё же существуют. История, которая не видна в фас.
Спасибо, дорогой Тиберий!