Сакура как объект спекулятивного мышления

May 04, 2013 12:32

Это запись европейца. Искать в ней "японскость" не следует - автор поста понимает, что, если японцы прочитали бы его рассуждения, то надорвали бы животики в приступе смехового сэппуку. Впрочем, немного медитативности не помешало автору выломиться из окружающего мира, стоя под сакурами - но только лишь для того, чтобы отринуть крики фотографов, свадебных камераменов, порхающих со стедикамами вокруг новобрачных (один завертелся до того, что заработал головокружение, после чего сказал фразу: "Эстетика требует жертв"), злобной старушки, которая кричала, что я потоптал клумбу (так как скамеек вокруг не было, я сел на пенёк, начал делать записи и вдруг... был обвинён в недостатке культуры).

Тезис совершенно фантазийный, как всё спекулятивное (особенно метафизика): сакура - дерево, которое доказывает существование искусства до искусства.

Известно, что сакура не даёт плодов. Этот расхожий факт уже свидетельствует об особой природе этого растения - оно своей бесплодностью выводит себя из границ растительного мира, чья вегетативность равна продолжению жизни, распространению семян, экспансии новых всходов. К тому факту, что сакура не даёт плодов, добавляется факт, который всё усложняет: сакура не даёт плодов, но цветёт. Это дерево-обманка, дерево, которое молчаливо критикуется флорой - не без помощи человека, конечно.
Получается какой-то неполный ряд рассуждений: сакура цветёт, цветки опадают, но плодов, которые ответственны за распространение растения, не нарождается. Зачем сакуре цветы? Да и цветы, собственно говоря, отдают обманом - они не пахнут. Цветы сакуры - это объекты оптические-тактильные-гаптические. Глаз и рука познают цветы сакуры.
Потеря сакурой аромата логична - цветки могут не стараться в привлечении пчёл (я сегодня видел, как шершни что-то вытворяли в цветах сакуры - они, наверное, ещё могут позволить себе обманываться), так как опыление не имеет никакого смысла, ведь плодов не будет. Сакура очищает свои цветы от функционального, оставляя лишь преддискурсивный порядок, словно призывая помыслить о ней - о дереве-одиночке, размножающемся отводками, но дарующем такую чистую красоту, не замутнённую экономическими (садоводы радуются богатому цвету яблонь только потому, что это залог хорошего урожая) или эстетическими (возле общежития одуряюще пахнет жасмин - огромное дерево высотой до четвёртого этажа - сладко пахнет, красиво облетает, приятно шумит) построениями. Красота сакуры - это красота за секунду до набрасывания на неё сети культуры.
Выходя вон из логики природного мира, сакура становится чем-то нейтральным - появление человека и его сознания приписывает ей свойство нефункциональности или даже бесполезности. Это свойство сущностно и для искусства - само по себе искусство бесполезно, но при появлении человека или при его участии в искусстве, ему наделяется целый перечень смыслов. Важно то, что смысл появляется именно при соприкосновении с искусством. Сакура - это дерево-фейерверк, существующее в цветении и затухающее после того, как розовая шелуха будет сметена с асфальта. Это цветение - взрыв красоты, которую постигает человек.
Несомненной спекуляцией является тот тезис, что существование сакуры рождает искусство до искусства, но если это и так, то неразрешимым вопросом останется вопрос: Зачем сакуре цветы?

Ну и хокку напоследок.

Сакура не знает,
Что красиво цветёт.
Но я-то знаю.

Из жизни, Хокку, Новелла

Previous post Next post
Up