Мне очень приятно, что вслед за публикацией статьи
о закадровом голосе, визуальном и их взаимоотношениях, состоялся интересный разговор в Фейсбуке, который отметился (как мне кажется) рождением пары идей, которые развивают тему статьи. (Я уже давно говорил, что пора подхватывать идеи - у нас щедрые люди, которые в таком интересном обсуждении
(
Read more... )
В копилку ваших интересных примеров из статьи я бы добавил неожиданный для меня прием Киаростами из его последнего фильма. Он не столько оригинален, сколько именно артикулирован особенно четко.
Сцена проезда героини в начале фильма на такси мимо бабушки, пока она прослушивает оставленные ей бабушкой телефонные сообщения. Меня она потрясла больше чем весь фильм, т.к. Киаростами не просто столкнул радикально торванные реальности визуального-аудиоального. (Что бывает у Годара или тоо же Николя Рея). Но внутри фильмического пространства задал новые координаты аудио. Откуда этот голос (оставим в стороне технический аспект анализа носителей сообщений)? Тут уже вопрос не только в размыкании пространства (за-, вне кадровое), но и размыкание времени. Героиня видит того, кто гвоорит, но голос этот ей (бабушке) уже не принадлежит. Это не воспоминание из прошлого и не монолог, предсказывающий будущее, не рассинхронированная речь, но речь способная потворяться вне времени и пространственных координат. Парадокс - речь, запечатленная на технический носитель не поддается техническому определению своих координат.
Фантазируя по поводу терминов Бонитцера, что вы цитируете - у Киаростами это уже voice off=somewhere like/or nowhere.
Кстати, а какую именно работу Бонитцера вы имеете ввиду?
Reply
Киаростами буду смотреть завтра - спасибо за интересное наблюдение, постараюсь не пропустить.
Бонитцера цитировал по Делёзу (столь выбивающейся из моих размышлений последнего времени статьёй я обязан, конечно же, его мыслям) - "Кино-2. Образ-время" (стр. 579, 1 абзац сверху).
Reply
Leave a comment