Все оттенки грязи

Feb 25, 2012 10:56

Посмотрел "Евразийца" Шарунаса Бартаса.
Этот фильм много честнее, чем оригинальничающие "Семь человек-невидимок". Фильм полной тождественности. Фильм, вылепленный из грязи. А честность состоит в том, что это грязь - и ничего более. Нет в ней той "социальщины-экзистенциальщины" "Трёх дней",  "живописности" "Коридора", "антропологичности" "Нас мало". Грязь это грязь это грязь это грязь. Проговороенное по типу мадам Штайн уже ничего и не значит. И не стоит нагружать грязь дополнительными смыслами: грязь - это силициум-о-два+вода+органические остатки. Бартас и не нагружает.
Точнейшая история путешествия вируса по телу Европы. Европа (Париж, Вильнюс, Москва, Смоленск, польская граница) отличается только оттенком грязного - где-то чуть грязнее, где-то больше. Мир вылеплен из грязи - этого не следует бояться, не следует раздирать одежды, посыпать голову пеплом. Нужно лавировать между слоями грязи, отсыкивая менее грязный. Вирус Гена так и поступает - радует, что Бартас даже не пытается маркировать своего РНК-шного персонажа как "хорошего-нехорошего", "духовного-недуховного". Бартас не встраивает Гену ни в какие иеарархии - и мне это нравится. Просто замаравшись однажды - уже не отмыться. Пожив всего немного в "вирус-стайл", очень сложно вернуть человеческое обличье.
По ходу просмотра вспоминался фильм "В тени" Арслана - как противоположность фильму Бартаса. Бартас убрал все референции к жанру - никакого Мельвиля, никакого нуара. Вирус постепенно продвигается к своей смерти.
Шарунаса Бартаса ещё рано списывать с кинематографического счёта - но я надеюсь, что следующий фильм не станет повторением-закреплением пройденного материала.

Томас Арслан, Шарунас Бартас

Previous post Next post
Up