Jan 27, 2012 17:05
Таварыш Сталин говорил, что нужно обращаться к первоисточникам - соответственно, посмотрел фильм Нильса Ардена Оплева. Финчер пусть поигрывает мускулами Дэниэла Крейга.
grospel в камментах к посту о фильме «Король говорит» верно заметил, что «подобные масс-культ-фильмы быстро выветриваются из головы». А всё оттого, что такие фильмы делаются по форме «фильм-удовольствие», а не «фильм-наслаждение», если перефразировать Ролана Барта. Оплев добротно вспучивает аффективный нарыв, чтобы к концу фильма его вскрыть, замазать мазью Вишневского, присыпать стрептоцидом, а шрам затереть тональным кремом. Это такой непродолжительный опыт Дженнера - привить оспу на короткое время, чтобы потом быстро ввести сыворотку. Только Дженнер прививал оспу, ещё не имея лекарства.
Всё, конечно, закручено добротно и… банально. Все ружья выстрелят, на все крючки клюнет рыба. А тот же Барт говорил, что, если подвесить одно означаемое и дать ему несколько означающих - то только тогда появится тремор, появится дрожь. И дрожь незабываемая. Это будет болезнь, которая будет дремать - до следующего рецидива. Так и хочется написать, что мастер фильмировать такие болезни зовётся Дэвид Линч.
Но и в случае фильма Оплева, снимая фильм-удовольствие, к которому можно будет вернуться через десять лет и двести бутылок виски - когда забудешь перипетии и концовку - мог бы сделать крючки позазубренней. А так - всё гладко.
Две забавные вещи. Первая - фильм совершенно риветтовской длительности (два часа тридцать минут), но максимально противоположен тому сглаживанию гранд-аффекта или мотор-нарратива, которое есть у Риветта. Риветт не снимает фильмы с узелками - это ленты с рисунком. Ситцевые ленты.
Вторая. Всё уже закончилось - концовка совершенно комплиментарна. Лисбет приезжает навестить Микаэля. Я совершенно не мог понять того странного эллипсиса: вот трогательная встреча беглянки и старца - хоп! - Микаэль в больнице. А только потом я вспомнил о тюремном сроке - это у них такая тюрьма. Спортивный костюм, вай-фай в камере, холл как в больничном отделении. Ни дать, ни взять - гастроэнтерологическое отделение после десяти часов, когда все уже съели свою несолёную кашу и побрились в туалете, но на процедуры идти ещё рано. Комфортабельная камера и три месяца срока - самое оно, чтобы тиснуть какой-нибудь романчик.
«Девушка с татуировкой дракона», например.
Нильс Арден Оплев,
Дэвид Линч,
Ролан Барт,
Жак Риветт