Король говорит

Jan 26, 2012 14:28

А ещё плачет, сомневается, хоронит отца, наставляет брата, любит жену и детей и верит в Символическое.
Несомненно - крепчайший сценарий, который разыгран безупречно. Интересно, что неким стержнем истории является постоянный тремор (да хоть саспенс!) - «заговорит-не заговорит». В Вестминстерском аббатстве, когда король стоит, Лайонел Лог сидит на троне, практически переснята начальная сцена «Зеркала» Тарковского. «Я могу говорить».
Сильнейшие роли. Джеффри Раш (вот и нашёлся актёр, который сыграет Дэвида Линча в байопике) - точнейшие весы, которые колеблются то в сторону юмора (я много смеялся!), то в сторону серьёзного. Его Лайонел Лог, человек, который не верит в Символическое (снова-таки сцена в Вестминстерском аббатстве), тем не менее является его хранителем, атлантом, поддержкой. Его приёмчики - из реальности, но работают на то, чтобы другой человек - король - накопил в себе власть Символического.
Великолепный Колин Фёрт. Ввязаться в историю о короле-заике - это смело. Король-заика - это именно тот человек, который находится в становлении-королём. Он в бездне Воображаемого, которое его лишило голоса, лишило речи. И ему нужно накапливать то, во что он верит по инерции - ну там трон, камень судьбы, «Его Величество» - и превратить это путём веры в Символическое, которое можно будет транслировать на других. В этом нет никакого цинизма - в трансляции такой веры. Фёрт играет не болванчика - у него получается представить человека.
Замечательна сцена с кинохроникой. Король, который учится говорить, видит Гитлера, человека, который умеет говорить. Жижек разбирал в своём «Гиде перверта» феномен Голоса, как голоса Другого - голоса, который очаровывает и насилует. Есть ли разница между голосом Короля и голосом Диктатора? Разницы нет. Но важно КТО говорит, поэтому один Голос - разные причины говорения. Не верьте рассказу, верьте рассказчику - не верьте голосу, верьте тому, кто говорит.
Том Хупер снял отличное кино - оно нигде не трёт и не жмёт. Оператор, правда, в некоторых местах слишком уж увлёкся широкоугольной оптикой (место, где Лог приезжает во дворец - из-за оптики авто «виляет» хвостом и становится почти далианским). Однако, кадр, ракурсно снятый снизу - когда все словно нависают над королём - отменный. Это просто, по-школярски - но это сработано точно. Опять-таки, иногда чрезмерное увлечение стедикамом - но сцена в туманном парке снята идеально. Отличная съёмка диалога - это простейшая «восьмёрка», но с интересным расположением лиц разговаривающих: они децентрированы. Приходится делать мах взглядом в поиске лица - словно пишешь взглядом запятую - чтобы сфокусироваться на лице. Так повышается цепкость взгляда, его внимание.
Единственное - неуверенность то ли в себе, то ли в мизансцене, когда король первый раз говорит с народом о войне. Музыка там излишня - да, она что-то там призвана дотягивать, но это ненужно. Сцена и так весьма напряжённая (и снята отлично!) - музыка лишь её ослабляет.
Ну а вобщем - хорошее кино, которое можно посмотреть с удовольствием.

Том Хупер, Славой Жижек

Previous post Next post
Up