Оригинал взят у
irinazarifian в
Еще раз о том, как устроена российская властьМногие утверждают, что режим Путина подходит к концу. Причина такого прогноза - конфликт с Украиной и его последствия для России. Все чаще говорят, что единственный способ снять
внутриполитическое напряжение и
предотвратить эскалацию локальной войны в мировую - это смена режима.
Убийство Бориса Немцова многократно усилило аргументы против действующей власти.
В этом контексте хотелось бы еще раз уточнить, что понимается под термином «режим Путина», кого на кого собираются менять и какие установки Российской политики привели к тому, что сейчас имеем. Ибо на эту тему возникло по ряду обстоятельств много путаницы.
Авторы
Российская политика, как и любое сочинение, имеет своего автора. Есть лицо (или несколько лиц), которые ее придумали, исходя из своего понимания вещей. Со временем, ее исходные смысловые установки обросли дополнениями, новыми соавторами и получили развитие по законам развития смысла или бессмыслицы.
С этой точки зрения, ответ на вопрос: является ли В.В. Путин, подполковник КГБ, назначенный президентом Российской Федерации, автором сочинения под названием «Российская политика», будет отрицательным. Путин ВВ автором не является. В лучшем случае, он соавтор, но никак не изобретатель, не главное лицо.
Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как развивалась Российская политика за последний год. Очевидно, что настоящие авторы этой политики: а) одержимы сверх-идеей, мыслят иррационально и готовы использовать любые средства для достижения своих целей, б) это люди с маниями величия и реставрации СССР в геополитическом смысле и в смысле глобального доминирования, в) они интерпретируют события исходя не из современных реалий, а из представлений о мире и расстановке сил по крайней мере 30-летней давности.
Все эти признаки ВВ Путину лично не подходят. Он не является ни фанатиком, ни параноиком, ни маразматиком, несмотря на то, что есть довольно серьезные попытки приписать ему соответствующий диагноз. Авторы, сочиняющие российскую политику, очевидно, значительно старше ВВ годами и званиями. В качестве примера можно вспомнить о навязчивом страхе перед НАТО, якобы приближающимся к российским границам, дружбу с сыном Хафеза Асада и подобными деятелями, постоянные ссылки на события в Югославии в качестве контраргумента по поводу Украины. Все это относится к периоду, когда ВВ Путин вербовал доверчивых немцев в ГДР, а затем в малиновом пиджаке скромно сопровождал Анатолия Собчака, по слухам, контролируя оборот наркотиков и другие полезные предприятия.
Если отвлечься от навязанного образа «национального лидера» и посмотреть на ВВ Путина невооруженным глазом, легко заметить, что это довольно серая личность, без особых амбиций, без признаков безумия и фанатизма, человек средних лет с крепкими нервами, который умеет ловко врать на любую тему и при этом не чувствует никакой особенной личной ответственности, раздумий или сомнений по поводу сказанного. Иными словами, это человек, выполняющий и произносящий публично вслух те решения, которые принимаются за кадром.
Общеизвестно, что за кадром стоят выходцы из советского КГБ. Термин
«корпорация КГБ», примененный к российской власти, удачно отражает ее сходство с бизнес-сообществами, объединяющими финансовые интересы больших групп, или кланов. При этом группы конкурируют между собой только до известной степени, находясь под полным контролем спецслужб и верховной власти, которая, по сути, тоже является спецслужбой. С таким представлением трудно не согласиться, за исключением одного момента, а именно: ранжированности.
События последних лет (условно, 4-й срок Путина) особенно ясно показывают, что не только и не столько коммерческие интересы, а также не интересы развития страны и, конечно, не отсутствующие в принципе рыночные механизмы определяют характер действий российской власти.
Нажива, воровство, коррупция, разумеется, есть и немалые, но они являются, скорее, сопутствующими признаками.
У корпорации есть стратегический план действий, который последовательно разрабатывался с самого начала приведения Путина в Кремль. Этот план обнаружил себя в прошлом году в стремительно развивающейся агрессии против Украины. Он оказался полной неожиданностью для всего мира, хотя сигналы поступали и раньше (см., например,
Мюнхенскую речь Путина).
Замысел возник, по-видимому, задолго до Путина, во времена перестройки. Его источник - недовольство советской номенклатуры реформами Горбачева. Операторами стали спецслужбы. С этого времени они устроили несколько попыток переворота и целый ряд заговоров и провокаций: ГКЧП, 1993 год, попытки импичмента Ельцина и отмены выборов, и, наконец, две Чеченские войны, во время которых были отработаны методы провокаций с применением силы, а также связи в среде террористов.
Откуда взялся этот Путин мы тогда так и не поняли, он был представлен народу России внезапно. К тому времени, когда Путин появился в Кремле, рычаги управления уже были сосредоточены в руках людей этого круга. Это легко прослеживается в перестановках, формировании кабинета и назначении на ключевые должности перед приходом Путина к власти, которые были сделаны директором ФСБ Сергеем Степашиным и директором СВР Евгением Примаковым.
Круг людей, которые ввели Путина в окружение Ельцина и подсадили на президентское кресло, обозначен пунктиром. Большинство из них невидны широкой публике, но это не столь важно. Главное не кто они поименно, а что и как они думают, что выясняется, как из содержания действий власти в период президентства Путина, так и из анализа некоторых первоисточников.
Во-первых, их интересует в первую очередь система безопасности, которую они по-прежнему понимают как систему блоковой конфронтации по типу Варшавский договор/НАТО. Они отказываются признавать тот факт, что мир живет в новых реалиях, а также игнорируют процесс формирования новой системы безопасности, в частности, усилия по достижению
партнерских отношений с НАТО, в том числе
Основополагающий акт Россия-НАТО, подписанный Ельциным, который обязывает стороны не рассматривать друг друга как противников и определяет инструменты взаимодействия. По-видимому, уже в то время они считали, несмотря на собственное участие, подобные договоры временным компромиссом. Символический жест Примакова, развернувшего самолет над Атлантикой, означает разворот государственной политики в противоположную сторону. Это понятно сейчас без комментариев, потому что любое действие альянса, даже простое упоминание о нем вызывает непропорциональную ответную реакцию. Через пропаганду, они перенесли свой страх перед НАТО на широкую публику.
Исходя из этого понимания, поиски союзников ведутся по принципу собирания противников «гегемонии США», а также стран, недовольных своими партнерами. Концепция «многополярного мира» в реальности работает на сколачивание блоков. Кроме того, целенаправленно поддерживаются политические трения у соседей и локальные конфликты, как например, в Сирии. Иными словами, они занимаются тем, что сеют рознь между людьми и народами, в то время как говорят на словах о мире.
Во-вторых, они создали в России систему государственного капитализма, основанную на экспорте сырьевых ресурсов. Это предприятие оказалось исключительно выгодным для обеих сторон, но с другой стороны, привело к тому, что Европа оказалось опутана газопроводом, а в России был накоплен достаточный резервный фонд, который позволил ей перейти в наступление. Это было сделано не только с целью прорыва на мировые рынки, как заявлял Путин, но и как политический инструмент для давления на противников, что ясно отслеживается на переговорах по Украине, где они достаточно ловко играют на меркантильных интересах своих партнеров.
В-третьих, их главная цель, ради которой все это было затеяно, заключается в реконструкции сверхдержавы. Они исходят из реалий и расстановки политических сил периода расцвета собственной карьеры. В этой системе понятий потеря стратегического паритета России и США считается главной угрозой национальной безопасности. Они отдают себе отчет в зависимости страны от сырьевой экономики, отставании в развитии высоких технологий, неразвитости целого ряда отраслей производства, но хотят двигаться не вперед, а вернуться к исходному состоянию.
Отсюда - реставрационная модель, направленная на восстановление компонентов политики, экономики, территориальных границ СССР и геополитической зоны его влияния.
Они всеми силами стараются компенсировать территориальные потери СССР, представляя это как развитие экономического и стратегического Евразийского союза. Сюда также относится декларируемый отказ от либеральной модели экономики,
«новая индустриализация», основанная на военной промышленности, усиление роли чиновников в регулировании и распределении доходов, расширение госсобственности и контроль над монополиями.
Сюда же относятся идеологические инструменты, такие как консолидация вокруг национального лидера, прославление военных побед, безусловный авторитет власти и демонстрация силы по отношению к внешним врагам, внушаемая населению через мощную пропаганду. На этом фоне неудивительно ликование части населения России по поводу аннексии Крыма и убежденность этой же части в том, что события на Украине - результат нападения НАТО на Россию.
Они по-видимому предусматривают некоторый
период изоляции по типу холодной войны и готовятся к этому. Они не понимают, что в современных информационных условиях изоляция нереальна, а тем более нереально развитие страны. Они не отдают себе отчета в том, что изоляция чревата новой перестройкой, которая на этот раз будет неуправляемой и сама их деятельность и есть та самая главная угроза национальной безопасности, которой они так боятся.
Cтрах перед
«цветной революцией», которую они называют «хаосом» и неуправляемыми экономическими и политические кризисами («турбулентные процессы»), природы которых они не понимают, толкает их к самым радикальным охранительным методам.
Структура
Для организации своей деятельности они создали оригинальную структуру управления, построенную по принципу перевернутой иерархии. Те лица, которые выше рангом в иерархии остаются в тени, а публичные должности занимают младшие по званию. Об этом нам недавно рассказал сам
Примаков, напомнив карикатуру правителя, который держит в одной руке ракету, а в другой - подполковника.
Принципы структуры управления тоже заимствованы из СССР, но действуют под прикрытием новой Конституции, так что широкая публика их не замечает. Эту структуру можно описать так.
Самые авторитетные лица в иерархии российской власти, похоже, образуют некое подобие политбюро, с той разницей, что мы их вместе не видим. Тем более, что на публике они часто занимаются посторонними вещами.
Так, например, бывший председатель СП Степашин, несомненно, член этого круга, сейчас возглавляет Императорское православное палестинское общество, занимаясь подготовкой к широкомасштабному празднованию народного промысла
«Гжель», назначенному на 2018 год. Вместе с ним этим интересным делом занимается несколько генералов.
Бывший председатель ТПП Примаков, по-видимому, главный идеолог корпорации, входит в попечительский совет этого общества, равно как и в правление ряда
оборонных предприятий. В «политбюро» входят, по-видимому некоторые лица из бывшей партноменклатуры, которые сидят в Совете федерации, старые аналитики КГБ, высшие церковные иерархи и ученые советники.
Второй уровень иерархии - выходцы из КГБ и его преемников, которые контролируют силовые структуры и ветви власти. Все они бывшие подчиненные и сотрудники людей из первого круга. Таковы руководитель Администрации президента Сергей Иванов (СВР), секретарь Совета безопасности Николай Патрушев (ФСБ), председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин (ПГУ КГБ), председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко (МИД при Примакове), директор федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов (ПГУ КГБ), лица, контролирующие производство и экспорт вооружений, такие как Сергей Чемезов (ПГУ КГБ), и другие. Люди второго круга, по-видимому, выполняют наиболее ответственные и грязные дела и принимают тактические решения. Так, Сергей Иванов, в бытность министром обороны, произвел перестановки, нафаршировав
руководство армией людьми из спецслужб.
Службы безопасности: ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, МЧС и ГУСП по-видимому перекрестно контролируются людьми из второго и первого круга. Отдельные спецслужбы, в свою очередь, контролируют формально первых лиц в государстве: президента, правительство, министров, а также СМИ и публичных политиков. Перекрестный контроль, распределение полномочий в группе и взаимная слежка являются неотъемлемой частью организации власти такого типа. Эта система сродни той, что была в советское время, когда при министре сидел референт из органов, только теперь власть сосредоточена не у министра, а в руках группы референтов и их закулисных руководителей.
Что касается президента ВВ Путина, то его функции близки к тому, что называется «менеджер по связям с общественностью». За свой каторжный труд он получает приличные дивиденды. Замена Путина на Медведева была экспериментом, показавшим устойчивость системы.
Понятно, что нельзя просидеть 10 лет в президентском кресле, не расширив собственную власть до известных пределов. Тем более, что пропагандистский имидж «национального лидера» работает так, что от ВВ Путина многое зависит. Народ не захочет их без Путина, и это они понимают. Поэтому народу они предъявят готовый результат. Вместе с тем, наблюдатели считают, что подготовка замены началась и уже идут смотрины кандидатов на президентскую должность.
Вероятно, Путин перестал слушаться. Обезличив власть перед народом, превратив ее в подобие АСУ, они вынуждены были компенсировать это популистским имиджем, который сработал против них самих. Сконструировав образ Путина, они сами попали от него в зависимость.
Не исключено, что убийство Немцова является частью сценария кремлевского переворота, примерно такого же как при передаче власти от Ельцина Путину (война, теракты, шантаж президента). При этом Путин может еще какое-то время формально оставаться в Кремле.
Это убийство могли заказать те, кто рвется к власти в качестве преемников по реставрационному проекту и хочет продолжения военной агрессии. Стремясь угодить своим наставникам, они их переплюнули, утратив понимание момента и чувство меры.
Что можно сделать?
Сменить режим Путина - значит не поменять персоналии, а отказаться от этого режима по сути.
Надо понять, что в них нет ничего загадочного, их действия всегда однотипны. У спецслужб по определению не бывает собственной идеологии, политической программы, или научной теории. У них есть только методы. Они заимствуют чужие теории и искажают их смысл в своих целях.
Надо выставить санкции против их методов.
1. Основанием их деятельности является ложь, или на их языке «информационное прикрытие». Путин пришел к власти, прикинувшись демократом и некоторое время ходил в этой маске.
Ложь заключается в том, что власть представляет себя перед народом в перевернутом виде.
На лжи построена
пропаганда, которая охватывает не только СМИ, но и образование, и религиозные институты. Они хотят подействовать на население и партнеров, так сказать, "риторически" и при этом нарушают традиционные нормы общения.
Они извращают суть демократии и понятия, связанные с политической жизнью общества, такие как выборы, права человека, политические партии, и другие, записанные в Конституции России.
Они штампуют ложные термины, которые вводят в пропаганду, официальные документы и образование: Русская весна (охранительное движение под видом революционного), Новороссия (псевдоисторическое обоснование агрессии), незаконный переворот (народное выступление на Майдане), фашистская хунта (правительство и президент Украины), бандеровцы (армия Украины, воюющая с сепаратистами), 5-ая колонна (российская оппозиция режиму) и т.д.
Искажающие смысл термины вводятся в официальный язык дипломатии, например, озвучиваются на заседаниях Совета безопасности ООН. Они втягивают международных партнеров в переговоры с применением ложных терминов.
Поскольку среди них немало востоковедов, полезно вспомнить Конфуция, который говорил, что, если имя дано правильно, то и дело получается правильно, государство процветает. А если имя дано неправильно, то и получается то самое «это дело», которому они так упорно служат.
Международное переговорщики должны отказаться от переговоров и не принимать документы с ложными терминами, так как это разновидность агрессии.
2. Их постоянный прием - провокация, вынуждающая противника на невыгодные для него действия. Самой крупной провокацией последнего времени стало появление вооруженных российских спецотрядов в Донбассе, что спровоцировало войну на Украине. Однако прямого введения регулярных частей российской армии не последовало, потому что они сами
опасались провокации, считая, что США провоцирует их на такой шаг, чтобы поссорить с ЕС.
Теперь они провоцируют страны НАТО на расширение силового присутствия в восточно-европейских странах, облетают территории
стран ЕС, используют корабли НАТО в качестве учебных мишеней, выдвигаются к
границам Грузии и т.д. В ответ страны ЕС и США дебатируют поставку вооружений Украине и вооружаются сами.
Нетрудно понять, что это провокация со стороны российской власти, на которую надо ответить иначе, вместо того, чтобы поддаваться на провокацию военного конфликта.
Санкции против второстепенных лиц недостаточны. Необходимы серьезные санкции, отсекающие саму возможность расширения военного конфликта, этот резерв еще не исчерпан. Кроме этого, есть целый ряд юридических инструментов вплоть до исключения представителей режима из международных организаций, таких, как Совбез ООН, ПАСЕ, СЕ, ОБСЕ, отмена права вето, отключения от системы SWIFT, прекращение закупок энергоресурсов.
Надо полностью отказаться от сюсюканья с Путиным, уговаривая его, и говорить с ним твердо, исключая возможность игры по его правилам.
3. В публичной политике и международных отношениях они применяют спецоперации, и даже ввели "День сил спецопераций" в реестр национальных праздников. В их стандартный арсенал входят шпионаж, внедрение агентов, провокация вооруженных конфликтов, вербовка журналистов и политиков иностранных государств, теракты, демонстрируемые на весь мир в прямом эфире, и политические убийства. Цепочка этих преступлений тянется в историю СССР, историю репрессий, уничтожения диссидентов и «активных действий» во внешней политике (см., например,
архив Владимира Буковского).
Так называемая гибридная война стала вызовом миру и некоторые сочли, что Россия опередила их какими-то новыми технологиями. Поэтому другие страны рассматривают для себя возможность соответствующих вооружений. В то время как в гибридной войне нет ничего нового, это просто комбинация преступных действий: диверсий, терактов, замаскированных вооруженных групп, обстрел мирного населения под видом противника, шпионаж, информационная война, распространяемая на соседние страны, не имеющих отношения к конфликту.
Вместо того, чтобы втягиваться в преступление, надо рассмотреть методы гибридной войны в международной комиссии и запретить их, как запрещено, например, химическое оружие.
Аналогично, не надо идти на поводу у Путина и усиливать спецслужбы, равно как и сотрудничать с ними по этой линии. Попытка России расширить взаимодействие со странами ЕС и США по линии борьбы с терроризмом невозможна в условиях путинского режима. Можно ли бороться с терроризмом совместно с организацией, которая сама является террористической, а по происхождению - карательной организацией, созданной для установления диктатуры? Тем самым страны подвергают себя опасности создания новых поводов для совместной работы, а также внедрения агентуры. Пока действует режим, необходимо отказаться от участия России в международных расследованиях.
Наконец, необходимо раскрыть результаты расследования терактов, таких как снайперы на Майдане, теракт в Одессе, крушение Малазийского боинга. Отсутствие и затягивание результатов расследования дает повод для домыслов и открывает путь к новым терактам, оставляя организаторов преступлений безнаказанными. Необходимо расследовать политические убийства, такие как убийство Анны Политковской, довести до конца разбирательство по делу Александра Литвиненко, предполагаемого убийства Бориса Березовского и обстоятельства смерти Валерии Новодворской. Необходимо, наконец, не дать заморочить расследование убийства Бориса Немцова и привлечь к расследованию международных экспертов.
ЕС должен действовать не в интересах бизнеса, а в интересах сохранения своей цивилизации. Необходимо осознать, что режим Путина представляет собой цивилизационную угрозу. Он нарушает не только международные договоры, но и нормы поведения, основанные на принципе гуманизма. Поэтому ему нужно противодействовать в более широком контексте
международного права в соответствующих международных институтах, таких как Совет Европы, и усилиями международных и российских правозащитных организаций.
Перемены в самой России возможны, как кажется в двух случаях.
Можно ли надеяться на чудо, что
ВВ Путин отстранит от власти своих симпатичных коллег, пока он еще играет роль «национального лидера»? Даст эфир оппозиции, свернет пропаганду, проведет нормальные выборы? Уберется из Украины? Однако, все-таки, теоретически возможно, что в среде корпорации найдутся здравомыслящие люди, которые поймут, что так продолжаться не может, надо менять курс.
Может быть русская армия поймет, что компания с «человечками», которые появляются на чужой территории без опознавательных знаков и устраивают заслоны из мирных людей, лишает их фактически права говорить "честь имею"?
Возможно, что на смену режима повлияет народ. Народ России сейчас стоит перед выбором: стать политической нацией или обречь себя на деградацию во имя сомнительной военной авантюры. Народ должен решить, чего он хочет: рваться к новым территориям, загадив свою немалую собственную и перекачав из нее все, что она может дать, в чужие карманы? Получать глубокое удовлетворение от кулака, показанного остальному миру в качестве доказательства своего превосходства? Смотреть на распоясавшуюся чернь по телевизору и на улицах?
Или он начнет возделывать свой сад? Вспомнит, что создал одну из величайших в мире литератур и прекрасную музыку? Что кроме разгрома фашистов пол Сталинградом у него есть другие великие достижения? Что он наделен исключительным даром общения, щедростью, изобретательным разумом и другими добрыми качествами? И этим и только этим будет доказывать миру свое право на уважение.
Народу ничего не надо делать для того, чтобы они ушли. Он должен просто от них отказаться.