Народ и СМИ

Oct 01, 2012 10:05

Очень интересны результаты исследования "Медиапотребление российского населения" группы ЦИРКОН, посвященного изучению того, какими информационными источниками пользуются россияне, доверяют ли они СМИ. Измерялся собственно уровень медиаграмотности (потребление, активность, умение распознавать ту или иную информацию, умение продуцировать информацию, например, размещать фотографии, медиафайлы и т. д.)

Опрос - 1600 человек по России, 33 региона, больше 100 точек населенных пунктов.

Результаты и комментарии экспертов ГИПП:

За два последних года на 8% упала доля респондентов, которые говорят, что они пользуются личной семейной библиотекой и на 9-10% выросла доля тех, кто пользуется Интернетом, ноутбуком. «раньше, лет 15-20 назад, сказать, что у тебя нет личной библиотеки было не очень прилично. А сейчас прилично. И наоборот - сказать, что у тебя нет компьютера, и ты не ходишь в Интернет, это уже становится неприличным… Поэтому эти изменения социальной нормы тоже очень любопытны.»

«На вопрос - Как часто при просмотре телепередач, прослушивании радио, чтении газет у вас складывалось ощущение, что вас обманывают, дают заведомо ложную информацию? - в 2011 году 64% сказали, да, часто или очень часто. И эта цифра выросла за два года больше, чем на 10% (на 13%)».



«Факт, что доля тех респондентов, которые заявили, что они чувствуют, что обман, выросла».

«Телевидение нам представляет какой-то иной мир. Я с сожалением скажу, что редко смотрю телевизор, но когда я его вижу, мне кажется, что мне показывают какую-то иную планету с иными проблемами, с иными людьми, с иным населением, с иными ньюсмейкерами, с иными авторитетами… при этом 30 с лишним процентов потребителей информации ей все еще верят…»

«Задавали такой вопрос - Были случаи, когда вы потеряли время или деньги из-за неверной информации СМИ деньги? 25% говорили, что, да, были такие случаи, когда они теряли.»

«Каким СМИ вы доверяете больше всего? «Российские СМИ не устраивают уже давно, особенно телевидение. Многие Российские радиостанции в основном носят развлекательный характер, - одна похожа на другую как близнецы. Информацию, новости и многое другое слушаю на Радио Свобода, также Интернет, газеты читаю в последнее время редко".

"Только Первому каналу, всякие Эхи , Каспаровы и т.д. это не то все. А Первый канал смотришь и понимаешь - В стране проблем нет. Проблемы в США, в Европе иногда в Австралии с кенгуру что то не то. А тут красота - то журавли пролетят, то царь и бояре".

"Никаким".

"Из российских никаким. Здесь даже "Евроньюс" делают "макияж". Правду ищу в Интернете. Но как отличить правду от хитрой гэбистской лжи?"

« многие радиослушатели, телезрители, читатели начинают ощущать обман и т. д. Они привыкают к этому. Мы даже задавали такой вопрос - Представьте себе, что в одном из СМИ вы услышали важную новость, которая вызвала сомнение, куда вы обратитесь, чтобы уточнить или проверить информацию? - А дальше различные варианты проверки. Самое интересное, что если в 2009 году только 3% сказали, что они не будут перепроверять эту информацию, то в 2011 - уже 20%. Идут две тенденции. С одной стороны, как бы вроде бы обманывают больше, но, с другой стороны, я и перепроверять не буду. Таким образом, уже и так ясно, что все равно это будет вал лжи, и я не найду правды. Привычка к этому фону мутному потоку становится тоже нормальной.»

« журналистика переживает самый серьезный кризис за все свои 300 лет российского существования. Стала массовой профессией, уделом молодых, малообразованных, торопливых людей.»

"Как может бывший советский народ доверять СМИ, если по ящику показывают жизнь только буржуазии, которая, кстати, тоже плачет, а по радио звучат сплошные дифирамбы президенту, который день и ночь печется о своем народе. И только в свободные минуты позволяет себе развлечься и то для благополучия детей, животных и птиц".

« Может ли информация, размещенная в Интернете обычными людьми, получить широкую общественную огласку?.. Половина населения считает, что может, а среди интерент-аудитории таких 72%. Противоположного мнения придерживаются 15% россиян и примерно столько же интернетчиков. В качестве примеров событий, которые получили широкую огласку именно таким образом, люди приводят наводнение в Крымске, скандальные дорожно-транспортные происшествия, помощь больным, благотворительность, преступления против детей, а также нарушения на выборах, акции протеста, незаконные действия сотрудников полиции и дело Pussy Riot. 33% опрошенных ФОМом, доверяют такой информации, размещенной обычными людьми, ровно столько же - не доверяют. Среди интернет-аудитории - ей доверяют 48%, против 38. Каждый пятый россиянин сообщает, что ему лично приходилось размещать в Интернете информацию о событиях и явлениях, свидетелем которых он являлся. 38% россиян и 55% интернет-пользователей полагают, что подобная деятельность помогает решению реальных проблем в городе или регионе.»

«Если говорить о постоянной интернет-аудитории, то это порядка 40%. Здесь довольно серьезная дифференциация по разным возрастным группам. Надо сказать, что у нас с точки зрения Интернета даже термин такой есть - цифровое неравенство, которое сейчас довольно сильно определяет статус и стиль жизни в большей степени, чем социальное неравенство. Цифровое - что есть доступ, есть склонность, навыки и умение пользоваться Интернетом или нет. Так вот, в среде от 18 до 24 лет - 85-87% пользуются, а старше 55 - 12-15%. Это начинает создавать просто принципиальное культурное напряжение, потому что люди, разные возрастные когорты, начинают жить в разных информационных пространствах. Это порождает определенную дифференциацию и напряжение.

Те романтические времена, когда Интернет обладал такой эксклюзивностью и особым правом на истинную информацию, когда там участвовали только те, кто реально что-то знал, сейчас эти времена прошли. В Интернете довольно много и даже не меньше, чем в каких-то газетах, телевидении, искаженной, ангажированной и искусственной информации. Это становится нормой Интернета - эти фейки, фрики и прочие всякие фальшивки. Разбираться в этом очень сложно…»

P.S. Добавлю от себя. Мои друзья в одной из стран Центральной Европе смотрят 1 канал по кабельному и говорят мне, вздыхая на собственную жизнь: «У вас хорошо - каждый день праздник». Я посмотрел их глазами на ящик и согласился - сплошные концерты. Весело живем…

интернет, СМИ, общественная жизнь, исследования

Previous post Next post
Up