Я дочитал, наконец,
эту книгу - единственное на сегодняшний день (если я правильно понимаю) крупное произведение
Никиты Лахти. Озвученный факт сам по себе неплохая реклама, но я ещё и скажу...
Во-первых, это никакой не роман. Нет сквозного стержня, на который главы были бы нанизаны, словно бисер на шёлковую нить. Автор пытается время от времени такой стержень изобрести, натягивая свои главы на (условно) «криминально-травматическую» сюжетную линию, но об этом позже. Главное, что это не цельное произведение, и об этом нужно помнить.
Первая часть книги начинается с разбросанных зарисовок, объединённых, пожалуй, лишь тем, что они показаны глазами очень молодого и невероятно амбициозного парня, у которого, по меткому выражению Виктора Петровича Астафьева, «стоит до звона». Этот непрекращающийся колокольный звон заполняет собой чуть ли не всё пространство и поглощает все события, так что я начал уже терять терпение, как вдруг...
В главах «Суд I» и «Суд II» мне сделалось интересно. Это, между прочим, сразу заметно, когда автор описывает вещи, в которых он разбирается. Вся эта странная канцелярская кухня, равнодушный судья, который, тем не менее, не множит зла без необходимости, адвокат, мешающий оправданию подсудимого, чтобы от неё не ускользнул клиент. А на кону всей этой скучноватой и немножко халтурной игры стоит ни много ни мало, а жизнь главного героя, от имени которого и идёт рассказ. Это ли не страсти, в конце концов?!
Короче, благодаря усилиям адвоката и вопреки равнодушным потугам судьи, героя должны посадить, но тут спасительный и безжалостный рок меняет предначертанную уже судьбу. Главный герой попадает в уголовную разборку, в которой должен бы стать жертвой шантажа, но вместо этого получает ножевой удар в живот. В этом месте я вдруг подумал, что уже знаю всё это. Нет, я не читал, но мне определённо кто-то рассказывал. Вот только кто? Тем с большим интересом я принялся читать дальше и тут же испытал мощнейший флэшбек.
Он лежит где-то на обочине недалеко от заправки с распоротым брюхом и рядом с ним остановилась какая-то таётка. А я помню, как подъезжаю к заправке «Магнат-РД» на углу Гладкова и Семафорной и там ко мне подбегает перепуганный тощий парень и говорит, что нужно забрать вон того, который лежит за заправкой.
- А вы? - спрашиваю я.
- А я не поеду! - отвечает он. - Мне нельзя.
И такая досада у меня из-за того, что придётся всё-таки везти, и как объяснить, кто он мне (да никто!), и милиция, наверняка, привяжется, и вообще, кровью может напачкать... Правда, не таётка у меня была, а старый громадный приплюснутый, будто гоночный, ниссан. И я хожу вокруг умирающего, что-то спрашиваю, думаю, как бы половчее взять, чтобы из него ничего не выпало (я видел уже, что его пырнули в живот). Слава Богу, откуда-то появилась скорая помощь, видимо, тощий всё-таки додумался её вызвать. А может, это с заправки женщины... Самому мне такая простая мысль в голову не пришла (видимо, на стрессе). Тогда я тихо-тихо оттуда уехал.
И потом тоже. Это меня позвал мой друг Стас, чтобы я составил ему компанию в какой-то мутной разборке. Ехать нужно было в БСМП... Стоп! Со Стасом мы дружили в девяносто лохматом году, а ниссан у меня был в десятых. То есть, я не мог быть героем этой книги, а полное ощущение, что был. Я вам скажу, что конкретно в этой истории есть короткая и безжалостная художественная правда - качество, которого лишены многие даже и признанные современные книги.
Затем больница, снова суд, ежемесячные поездки в РОВД... сюжет становится расплывчатым и бесследно ускользает, так и не добравшись до развязки (Алаверды, Никита!), а очень жаль.
Вторая часть книги посвящена женщинам, и я, честно признаться, брался за неё с некоторой опаской. Однако, видимо, прошли годы, и «звон» в голове автора поутих, так что все прочие детали теперь уже можно было и разглядеть, и расслышать. Но в этом месте моей заметки, перед тем, как ещё раз и уже окончательно похвалить эту книгу, я хочу её поругать. Сделать это надо сейчас, потому что негоже оканчивать описание такой книги голимой критикой - ни книга, ни автор того не заслужили. Я делаю это с оговоркой, что это мое личное, ничем не подкреплённое, оценочное мнение.
КРИТИКА: Я думаю, что Никита сначала написал что-то любовно-эротическое, затем попал в переплёт и этот переплёт описал, а потом ему пришло в голову написать книгу. Он прошерстил интернет и там прочитал, что издателя интересуют только романы и что книга должна быть объёмом не менее восьми авторских листов, а лучше больше пятнадцати. Я вам скажу, что это очень трудно накатать восемь авторских листов (порядка трёхста пятидесяти тысяч знаков), особенно, когда сопоставляешь эту цифру с объёмом рассказиков, которые писал до того. Мне кажется, что он целенаправленно шёл к волшебной цифре (15 а.л.) и именно поэтому книга получилась разбросанная и сильно неровная - в неё вошло вообще всё, что приходило в голову. Второе, что бросается в глаза, это стиль - чем ближе к концу, тем лучше. В конце (особенно последняя глава) - прямо-таки изысканно, а в начале текст пестрит просторечиями и оборотами, характерными для не слишком обученных школьников. Местами это попросту некрасиво. Автор в процессе своего труда научился-таки писать умело и образно, но почему-то не стал исправлять свои первые потуги. Жаль. В принципе, на мой взгляд, из этой книги нужно сделать три: криминальную драму, приключения импресарио и сборник новелл. Тираж так или иначе разойдётся, и можно будет исправить все ошибки и все некрасивости и сделать-таки из всего этого три законченных сюжета.
СНОВА ХВАЛА: Во второй части мне сильно понравилась повесть про Тори, которая содержит много боли и много моральных коллизий, почти мазохистского свойства, а ещё больше - недосказанностей, которые лучше бы проявить в следующих версиях этой истории. Мне показалось, что автор просто не смог заставить себя описать всё, что хотел, но если он всё-таки пересилит себя - получится шедевр.
Оканчивается книга красивой, глубоко созерцательной, пронизанной светлой печалью и предчувствием неизбежного конца новеллой под сумасшедшим в своей безликости названием «Глава 32». Уже ради одной этой «Главы» можно купить книгу Никиты за достаточно смешные деньги. (А ведь там и ещё есть - я говорил.) Сам я купил эту книгу в
магазине «Нагваль», который уже много лет находится в Красноярске по адресу Кирова, 19 (нужно спуститься в подвал).