Просматривая фотографии уважаемого
nemos19 из французского архива зацепился взглядом за красивый корабль. Визуально такое здровое судно ( с символами госпиталя) размером так с "Аврору", но с тремя мачтами с парусной оснасткой. Какбы понятно, что оно годов так 1880х . При этом по фото- время период 1МВ. Нестыковочка. Почему оно до сих пор не попилено на иголки? Название корабля было видно - потому немного покопал.
Оказалось таких кораблей было аж 8 штук. Некоторые благополучно дожили до 2МВ.
С фотографиями старался не частить- по 2-3 штуки на корабль.
Восемь парусных транспортов класса «Аннамит» изначально проектировались как транспорты-конюшни, то есть предназначались для перевозки кавалерии вместе с их лошадьми в колонии ( в основном в Индокитай) .Служили они в этом качестве с момента их ввода в эксплуатацию примерно до 1890 года, выполняя ежегодную ротацию войск. Но впоследствии они нашли множество применений: в основном как госпитальные корабли, но также и как учебные корабли. Их надежность и особенности конструкции определили особую долговечность во французском флоте, поскольку последние два исчезли только во время Второй мировой войны, то есть они прослужили более 60 лет!
Названия.
В целом вся серия в названиях имела такой географически-колониальный оттенок. "Annamite","Tonkin","Mitho", "Bien Hoa","Vinh Long"
"По широкой бухте вокруг кораблей, оставляя на зеркальной воде колыхающийся след, скользили на своих узких челноках аннамиты. Весь их наряд состоял из куска пестрой материи, прикрывающей тело, из белой чалмы на голове". А. С. Новиков-Прибой, «Цусима»,
Конечно, имелись не совсем понятные исключения. Такие как "Shamrock" - "Трилистник".
Характеристики.
водоизмещение 5445 т;
размеры 105 х 15 х 6,7 м ( железный корпус)
Мощность машины 2600 л.с.;( 1 паровая машина Schneider du Creusot, цилиндрические угольные котлы - 8 одинарных двухтопочных)
Скорость 14 узлов [возможно вместе с парусами, тк в 1915 году пишут- 11 узлов].
Экипаж 240 человек.
800 пассажиров;
[По окраске госпитальных судов - бают белая ливрея с зеленой полосой и зеленым крестом. Типа у госпитальных судов военного флота такая и должна быть. А красная полоса и красные кресты- для гражданских госпитальных судов. ХЕЗ - поверим на слово]
При ротации - из Франции везли здоровых солдат, а обратно и здоровых и заболевших ( климат в колониях не сахар). Потому
"Бьен-Хоа" в 1881 г уже официально был классифицирован как транспорт-госпиталь и имел госпиталь на 2й палубе.Третью палубу отдали кавалеристам и лошадям. Рампа для лошадей была на 2й палубе.
Место строительства.
Два корабля строились на казенной верфи в Шербуре. Остальные двумя частными верфями , но в четырёх разных местах:
Forges et Chantiers de la Méditerranée [
Кузницы и верфи Средиземноморья ], район de Graville,в Гавре
Forges et Chantiers de la Méditerranée, в La Seyne
Forges et Chantiers de la Gironde (
Кузницы и верфи Жиронды) в г.Лормон
Forges et Chantiers de la Gironde в Бордо
Вооружение.
В 1897 г - просто указано 2 орудия
в 1907 г.: 2 х 138-мм орудий + 2х 90-мм + 4 х 37-мм.
[ там такой угловатый каземат на две палубы. На западе нет устойчивого знания- зачем это. По мне- это каземат и есть. То есть на заре эксплуатации список вооружения был больше. Потом уже от размещения малой артиллерии там отказались- но этакий "балкон" остался как выяснилось- туалеты. Тогда этакие вертикальные полосы под ними на паре фоток- НЕ КРАСКА :) ]
В 1910 году артиллерия снята.
"Annamit"
Заложен 12 декабря 1872 г. в Шербуре на казенной верфи; спущен на воду 5 сентября 1876 г .; введен в строй 6 сентября 1877 г .; Ежегодная ротация с 1877 по 1895 год между Францией и Индокитаем; "Мадагаскарская экспедиция" 1895 г. ; вычеркнут из списков флота 6 ноября 1896 г.. Служит казармой в Тулоне; разобран в 1911 году в Тулоне.
"Shamrock"
Заложен в 1876 году на верфи FC de Graville в Гавре; спущен на воду 17 апреля 1878 г .; введен в эксплуатацию в июне 1879 г .; в 1913-1914 годах казарма при школе механиков в Тулоне; в августе 1915 года в Дарданеллах; 8 июня 1918 г. - плавбаза подводных лодок в Moudros; вычеркнут из списков в 1920 году; разобран в 1926 году.
"Tonkin" /"Tonquin"
Заложен в 1876 году на верфи Mediterranean FC в Ла-Сейне; спущен на воду 15 ноября 1878 г .; введен в эксплуатацию в июне 1879 г .; Ежегодная ротация с 1879 по 1884 год между Францией и Индокитаем; 1885 г. компания в Мадагаскаре; с 1887 по 1900 год в резерве; переоборудован в учебный корабль и переименован в "DUGUAY-TROUIN" в 1900 г., школа подготовки гардемаринов с 1900 по 1912 г.. Госпитальное судно с августа 1914 г. до 1918 г .; переименован в "Mossel" . 26 июня 1922 г. - плавказарма школы механиков в Тулоне; вычеркнут из списков 18 февраля 1927 г .; 1931 г. понтон в Брегайоне; окончательно списан 12 сентября 1936 г.; разобран 26 мая 1937 г.
"Mitho"
Заложен 17 февраля 1873 г. в Шербуре; спущен на воду 11 марта 1879 г .; введен в строй 3 марта 1880 г .; с 1880 по 1890 год - ежегодные ротации между Францией и Индокитаем; в 1900 г. в Китае во время боксерской войны; в 1907 году он был в Марокко; переименован в "BRETAGNE" в январе 1910 г - Школа юнг
(École des mousses) в Бресте; затем "ARMORIQUE" в 1912 году, все та же Школа юнг; разоружен в Ландевеннеке в 1940 г.; захвачен немцами 18 июня 1940 г., использовался противником в качестве корабля-мастерской для KFK (малые патрульные катера траулерного типа), потоплен в Ландевеннеке в 1944 г. в результате бомбардировок союзников.
"Bien Hoa"
Заложен в 1878 году на верфи FC de Graville; спущен на воду 6 октября 1880 г .; введен в эксплуатацию в 1882 году; с 1882 по 1884 год ежегодные ротации между Францией и Индокитаем; 1895 г. Мадагаскар; 1898 г. Китай; плавбаза 1914 г .; госпитальное судно с 1915 по 1919 год; вычеркнут из списков в 1923 году; понтон для подводных лодок лодки; разобран в 1936 году.
"Vinh Long"
Заложен 7 мая 1878 года на верфи Лормон в департаменете Жиронда; спущен на воду 4 января 1881 г .; введен в строй 9 февраля 1883 г .; с 1885 по 1890 г. ротации на Дальнем Востоке; 1895 г. Мадагаскар; 1898 г. в Китае после боксерской войны; 1907-1909 гг. - госпиталь в Касабланке; 1911 г. - переброска войск в Марокко; 1914 год - Дарданеллы; госпитальное судно с июля 1916 по 1917 год; с 1919 по 1922 год совершает Константинопольско-Тулонские ротации; он был уничтожен пожаром в Мраморном море 16 декабря 1922 года.
"Nive"
Заложен в 1881 году на верфи FC Гравиле в Гавре; спущен на воду 7 августа 1883 г .; введен в эксплуатацию в 1884 году; госпитальное судно 1884 г .; Военный транспорт во время Боксерского восстания 1990 г .; потерян из-за посадки на мель у марокканского побережья в январе 1908 года.
"Gironde"
Заложен в феврале 1881 г. на верфи FC de la Gironde в Бордо; спущен на воду 13 февраля 1884 г .; введен в эксплуатацию в 1885 году; с 1885 по 1887 г. совершал ротации в Индокитае; Мадагаскарская кампания 1895 г .; получает название "TOURVILLE" 30 июня 1909 г., артиллерийская школа с 1909 по 1914 г., 1915-1916 гг. мастерская подводных лодок, 1917-1918 гг. судно-депо на Корфу; транспорт с 1920 года; Госпитальное с судно 1922 г .; переименован в "RHIN" 26 ноября 1924 г., с 1924 по 1929 г. - школа офицеров запаса; школа рулевых с 1929 по 1933 год; с 1933 по 1939 год разоружен; находится в Тулоне. 27 ноября 1942 г. при затоплении флота из-за старости не затоплен, уничтожен бомбардировками в Тулоне 7 марта 1944 г.; был разобран в 1948 году.
Ссылки: в основном по
Les huit transports à voiles de la classe Annamite Вот такие вот корабли. Флот-с! Я это к тому флот .имеющий притензии на океанский имеет в своем составе кучу кораблей ,про которые обыватель и не в курсе совсем. А видимые на парадах корабли- это такая верхушка айсберга в затратах на этот Флот. Нет таких кораблей ( читай денег на Флот) - увы. Это не флот- а стадо потенциальных целей.