Как-то смотрел сканы французской газеты - и там на трех страницах описывалось прибытие французской эскадры в Кронтадт в июле 1891 года.
Сами сканы в с-а-а-а-а-мом низу , но воды там много.
"Мы рады что у нас была возможность сказать несколько слов о нашем флоте и наших моряках , которых приветствовали в России потому что русские видели в них всю Францию , то что у неё лучше всего - наши храбрые моряки действительно олицетворяют то, что больше всего способствует величию и могуществу наций,а именно порядок, дисциплина, наука."
Меня там заинтересовало пару моментов
Эскадра в составе броненосцев "Марсо", "Маренго", "Рекэн",броненосца береговой обороны "Фюрьо", крейсера "Сюркуф" и торпедного авизо "Ланс" с миноносцами. Прежде чем добраться до Кронштадта из портсмута, французская эскадра посетила Берген, Копенгаген и Стокгольм.
те путь выглядел как-то так
Заинтересовало то ,что "Фурьо" ( да и "Рекен") по нашей "православной классификации" относится к кораблям береговой обороны. Ну те нечто малое , не мореходное ,незначительное , не имеющее большой боевой ценности. Типа не интересные корабли. Потому их даже в обзор "Морской коллекции" как-то не включили.
Ну в чем-то такие рассуждения имеют место быть. Достаточно вспомнить бои таких "малых броненосцев" против миноносцев или крейсеров в РЯ войну , 1МВ или 2МВ.
Но - скорострельные орудия (или мощные торпеды) появились года так с 1891 го. И сама идея "малого броненосца" до этой даты выглядит вполне себе не плохой.
И сами французы , похоже, не считали такую концепцию ущербной.Раз построили по ней 11 кораблей.
Срок жизни кораблей - от закладки до списанияПостроил такую табличку.
(в ней нет 4х кораблей мониторного типа - с одной круглой башней (с двумя орудиями калибром так в 274 мм) постройки 1870х годов. При наличии под боком Бискайского залива с его штормами - вообще не понятно как они эти 4шт то построили и не утопили в процессе).
ТО французы построили 11 броненосцев в рамках одной конструктивной идеи - малого бронированного корабля с двумя крупнокалиберными орудиями в барбетах/башнях. (Причем обычно использовали два типа "очень крупных" калибра 340 мм и 420 мм , для поздних трех кораблей "стандартный" калибр в 305 мм + 274 мм). А это , если вспомнить метания французских корабелов при строительстве крупных броненосцев, очень не плохо.
Плохо ,что сама идея году так в 1890 устарела теоретически ( с появлением среднекалиберных скорострельных орудий в 120-152-203 мм с мощным фугасным санрядом) а в 1895 г уже практически в битве при Ялу. Потому закладка "анри 4-го" выглядит несколько странновато.
Добавлено -оригинал фото со статьи. фото орудия с "Девастейшен"ЗЫ.сканы. Начерта "Маренго" потащили - не понятно. Возможно там были классные адмиральские аппартаменты.
ЗЫ2.
В принципе у "Фурьо" была дальность 10 узловым ходом в 1500 миль - 2700 км. Теоретически дойти до Кронштадта он мог без бункеровок. Те дальность то у корабля была не маленькая.