Голландские мониторы 2-го класса постройки 1867-1877 г.

Nov 11, 2018 22:39





Голландские  мониторы 2-го класса постройки 1867-1877 годов

Голландия имееет два крупных порта: Роттердам и Амстердам. Доступ к ним изначально был через дельту трёх рек (Рейна, Мааса и Шельды) и через залив Зельдер-Зее. Что, с одной стороны, хорошо - шторм в подобных гаванях маловозможен. С другой стороны плохо - обилие мелей и наличие сложного фарватера.


Карта 1658 года(показать, что мелей много)В средние века с незначительной осадкой судов это не являлось большой проблемой. Но при капитализме возникло сложности. Увеличился товарооборот, соответственно, возросла осадка судов. Плюсом железо сменило дерево и стала возможна постройка кораблей большого размера ( в сравнении с деревянным кораблестроением) .
В Голландии принято решение построить два крупных корабельных канала, работающих на западу от Амстердама и Роттердама -   Ньиве-Ватервег и Нордзе-канал
Оба канала можно было относительно легко защитить береговыми и плавучими батареями .Но защита старого пути при этом не отпала. Голландцев напрягала возможность доступа к обоим "мегаполисам" крупными кораблями в обход. (Вот кого они при этом опасались - это вопрос интересный. Англия,Франция, Испания?  Ну..это не важно.Важно что на флот деньги отпускали и в конечном итоге сохранили независимость .Ибо лучше кормить свою армию, чем чужую)
И вот для защиты метрополии концепция монитора голландцам понравилась (как , в принципе, и для всех малых стран). Мелководные мониторы с малой осадкой представляли собой идеальную мобильную оборону для этих районов. Скорость и мореходность не являлись для них основными требованиями, поскольку суда должны были работать на коротких расстояниях в районах не имеющих открытого выхода к морю, а тяжелая броня и тяжелое оружие сделали бы их  их грозными противниками для любых сил вторжения.


Малые страны обычно не полагались на свои силы ,а строили обыкновенно  в Англии. Что логично - дёшево и качественно. Голландцы не стали исключением и в 1867 заказали часть своих первых мониторов в Великобритании - "Panther" (с 1868 переименовали в "Heiligerlee"),"Tijger" и "Krokodil". Два монитора построили в Голландии -  "Cerberus" и "Bloedhond" в то-же время.( Хелигерле - в честь битвы в одноименном месте, "Тигр", "Крокодил", "Цербер" и "Ищейка")


Модель "Tijger"а [так понимаю выполненная в Шотландии, по заказу фирмы-кораблестроитля. Модели кораблей голландской постройки гораздо скромнее]Эта первая серия мониторов была спроектирована под влиянием боя на Хемптонском рейде в 1861 году( и всей гражданской войны 1861-1864 г в целом) и тарана на корпусе  не получила. Потому и корабли этой серии назывались незатейливо - monitor или ещё в голландском варианте dekhuis-monitor.
Однако под влиянием боя при Лиссе в 1866 году ( уже с повальным увлечением таранами) - проект был немного переработан в плане появления тарана. И в 1869-1871 году на двух голландских верфях были построены ещё пять единиц -"Adder","Haai","Hyena","Panter","Wesp".("Гадюка", "Акула","Гиена","Пантера" ,"Оса")  Название подтипа сменилось- rammonitor. Длинные и узкие надстройки на верхней палубе ( которые (в основном.В корме небольшая каюта) и не надстройки вовсе - а приподнятые световые люки на нижнюю палубу. Иллюминаторов на ней не было, да и быть не могло в принципе, ибо броня. Электросвещение? Увы и ах - лампы Эдисона/Яблочкова пошли массово с 1878 -1883 года) подсократили в высоту, но  корабли получили боевую рубку . Уменьшили площадь борта , что  снизило площадь попадания для вражеского обстрела. Появилась возможность башенным орудиям стрелять над ними ( световыми люками) прямо по курсу. Но корабли при этом сильно потеряли в мореходности , что в конечном итоге "Гадюку" и погубило.


Последний корабль ( назовем его 3й серией)  "Luipaard" был построен в 1875-1876 году ( одновременно со строительством двух других раммониторов 1-го класса ) с учетом эксплуатации уже построенных кораблей и поэтому то-же немного отличался от второй серии.

Название
Фирма
дата закладки
дата спуска
дата испытания
дата вступления в строй
дата списания

"Heiligerlee"
Laird & Son
1867
1868

1868
03.01.1905

"Tijger"
Napier & Sons
1867
1868
02.07.1868
1868

"Krokodil"
Laird & Son
03.07.1867
07.01.1868
30.05.1868
1868
16.04.1900

"Cerberus"
Koninklijke Fabriek
30.11.1867
14.01.1869
07.07.1870
20.07.1870
03.01.1905

"Bloedhond"
Koninklijke Fabriek
1867
1869
29.09.1870
1870

"Adder"
Koninklijke Fabriek
31.12.1870
28.09.1871
24.10.1873
16.06.1875
гиб. 05.07.1882

"Haai"
NSF
01.05.1870
20.05.1871
16.08.1873
12.09.1873
1905

"Hyena"
Koninklijke Fabriek
25.22.1869
22.12.1870
17.09.1872
01.04.1874
1905

"Panter"
Koninklijke Fabriek
25.11.1869
19.10.1870
28.10.1872
24.03.1874
1906

"Wesp"
Koninklijke Fabriek

30.09.1874

1906

"Luipaard"
NSF
1875
14.09.1876

20.10.1877
/1907

где голландские кораблестроительные фирмы:
NSF  - Nederlandsche Stoombootmaatschappij (Fijenoord)
Koninklijke Fabriek - Королевская верфь в Амстердаме


rammonitor Haai (1872-1905) Размеры

Название
"Heiligerlee"
"Krokodil"
"Cerberus"
"Bloedhond"
"Tijger"
"Haai"
"Hyena"
"Panter"
"Adder"
"Wesp"
"Luipaard"

Длина по ватерлинии, м
54,8
54,8
57
56,76
56,76

Длина макс, м
56,6
55,7
57
59,56
59,56

ширина, м
13,33
14,14
13,41
13,4
13,4

осадка носом, м
2,85
2,8
2,7
2,71
2,65

осадка кормой, м
2,95
2,9
2,76
2,72
2,65

водоизмещение, тонн
1530
1530
1414
1566
1525

Броня - пояс 140 мм, траверзы пояса в носу и корме - 114 мм, боевая рубка 140 мм, башня ..у голландцев сходу не нашел, но пишут 203-280 мм ( 8"-11") .Вообще про броню по всякому пишут, ибо непонятно как её, собстно, считать из-за её многослойности
У меня по "Гадюке" получилось : пояс 140 мм + подложка  230 мм+ конструкционная сталь корпуса непонятной толщины  допустим  25 мм
Башня - 7 "+ 1" дерева+2..2 1/4 "+ 4 " дерева+ толщина конструкции башни 2..2,5 "
Бронепалубы как таковой нет.


Главное вооружение:
Основное на момент постройки
1) два английских дульнозарядных орудия 229 мм ( 9" M.L.R.) производства Армстронга.( самых современных на тот момент- начало производства 1865 год)


С общим боезапасом: гранат - 70, бронебойных без заряда - 64, бронебойных с зарядом  - 16
С развитием казнозарядной артиллерии года так с 1883 корабли стали проходить модернизацию- замену основного вооружения с двух 9" дульнозарядных орудий на одно 280 мм казнозарядное Крупповское


Вспомогательное вооружение:
1) одна бронзовая гаубица 120 мм ( только у мониторов 1й серии)
2) одна 70 мм бронзовая пушка
3) три 50 мм бронзовых пушки
4) одна 120 мм мортира ( скорее мортирка)
В какой-то момент  пришло понимание, что весь этот малокалиберный зоопарк на борту не нужен и вооружение постепенно и сокращали и заменяли на более современные.
Например "Гадюка" на момент гибели несла:
2 изначальных орудия в 230 мм, 1 орудие 75 мм, 1 орудие в 50 мм, 1 револьверную пушку 37 мм и мортиру 120 мм.
"Акула" после  модернизации в 1889 г. несла 1  орудие 75 мм и три орудия 37 мм (в дополнении к одному 280 мм орудию)
Механизмы:
Две паровые машины двойного расширения с двумя котлами
Машины кораблей английской постройки ( точнее двух кораблей английской постройки и одного голландской - Гончей , Крокодила и Цербера)имели два разных цилиндра 813 мм и 406 мм ( 32 " и 16") при ходе 0,4572 ( 18") и номинальную мощность 630 лс/ 110-120 об
Машины голландских кораблей ( и "Тигра")имели два одинаковых цилиндра с диаметром 762 мм ( 30 ") при аналогичном ходе поршня имели 700 лс./12-140 об. То есть за массовый образец для копирования из двух вариантов была и выбрана машика "Тайгера".


На испытания замеряная мощность от 572 лс до 832 лс при оборотах 113 до 155 .
Стоимость.
на примере "Гадюки" общая - 765 995,37 гульденов. Из них на корпус и машину - 679 748 гульденов, на вооружение - 63550, остальное на прочие принадлежности команды и вспомогательное оснащение типа шлюпок.
зЫ 1 .лично мне голландские корабли того периода нравятся. Голландская военно-моркая доктрина защиты метрополии логична, проста и понятна. Создаваемые под неё корабли так-же понятны. Их постройка, модернизации  и изменения в конструкции базируются на мировом опыте.И глядя на них вопросов формата "А на хрена/а почему так?" особо не возникает.
ЗЫ 2.Из брассея за 1887 год по голландцам


ЗЫ 3. из американского справочника ..год 1880


ЗЫ4.хорошая ссылка по теме.
http://navyworld.narod.ru/Kanonneerboten.htm

монитор, Нидерланды

Previous post Next post
Up