К закону о "блогерах" и организаторах распространения информации

Jun 14, 2014 15:51

Так случилось, что некоторые люди испугались и задумались после выхода этого закона над тем, чтобы прикрыть свой маленький интернет-мир. Речь о тех, кто когда-то создал форумы, сайты, посвященные своему хобби. Но когда хобби влечет за собой хранение информации, передачу органам, какие-то регистрации, уведомления - кому оно надо?

Поскольку такие переживания коснулись владельцев дорогих моему сердцу ресурсов, мне пришлось немного почитать и присмотреться, чего они все-таки там приняли, что 1.08.2014 признают днем смерти российского интернета. Сразу скажу, я не специалист в интернет-технологиях, поэтому моя терминология и некоторые выводы могут хромать в этой части. Итак, чего вычитал я.

Читать мы будем
Проекты (подчеркиваю - проекты!) следующих актов:

1. Регламент хранения информации и порядок ее предоставления уполномоченным госорганам.
2. Порядок уведомления РКН о начале деятельности и Порядок ведения Реестра (проект Постановления Правительства РФ).
3. Порядок взаимодействия Роскомнадзора с организатором распространения информации.
4. Перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности по функционированию ИС и ПО для ЭВМ (проект Постановления Правительства РФ).

Они опубликованы неофициально здесь, один текст перепечатан здесь.

Официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил "Ъ" подлинность документов, подчеркнув, что это их рабочие версии.

Таким образом, кроме закона ничего пока определенного нет и это надо иметь ввиду. Все еще может поменяться. Но я буду исходить из того, что есть.

1.Появляются два новых субъекта права у нас: организатор распространения информации в сети "Интернет" и "блогер". Займемся первыми.

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Кто это? Никто и нигде еще не дал разъяснений, кто это - провайдеры, хостинг-компании, любые владельцы сайтов - непонятно. И понятно, почему непонятно. Государству надо понять, как это будет работать, кто и как попытается уйти из под закона, чтобы потом уже уточнить, а кого именно им надо загнать в тиски. А пока это такая расплывчатая формулировка, что хуже трудно придумать. Не мудрено, что обычные люди, которые ведут форумы по истории, моде и цветоводству стали переживать.

Но анализ закона и проектов подзаконных актов позволяет придти к выводу, что под определение попадают не обычные владельцы форумов, а, скорее, крупные компании, провайдеры или что-то типа того - я не силен в терминологии.

Вот, например, п.5 ст.10.1 нового закона

обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

Получается, что законодатель имеет ввиду в первую очередь под организаторами распространения информации понимаются субъекты, подобные операторам государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Кроме того, в проекте Регламента хранения информации и порядка ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет», п.8 указано:

Организатор распространения информации в сети «Интернет» может по согласованию с руководителем (заместителем руководителя либо приравненным к нему должностным лицом) уполномоченного государственного органа, осуществляющего обеспечение безопасности Российской Федерации, обеспечить своевременное и полное предоставление на постоянной основе в согласованном порядке информации, указанной в пункте 3 настоящего Регламента правил, в уполномоченный государственный орган, осуществляющий обеспечение безопасности Российской Федерации.

Обратите внимание - вопрос решается на уровне руководителя органа (не понятно какого, кстати... по смыслу вроде ФСБ). Не может же быть так, чтобы каждый владелец форума решал с руководителем или замом такие вопросы! Значит речь идет об очень крупных субъектах.

Вывод: рядового владельца сайта или форума это коснуться не должно. Но все, чтобы если что коснуться в этом определении есть.

2.Личные и семейные нужды.

Перечень личных и семейных нужд. Это такой перечень, попав под который мы точно никому ничего не будем обязанным. Сейчас идут разговоры о его расширении. Пока он таков.

- потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (образовательные потребности);
- потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение и применение новых знаний (научные потребности);
- потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин (включая внесение в программу для ЭВМ изменений);
- потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиска работников, размещением информации о вакансиях,
-потребности связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ,
- потребности, связанные с организацией досуга и воспитания детей.

Примечание: укачанные ниже потребности не относятся к личным, семейным и домашним нуждам в случае, если при их удовлетворении осуществляется общественная или общественно-политическая деятельность, распространяются информация и материалы общественно-политического характера.

Увы, прямо из него установить, что подходит, а что нет - трудно. Эффективнее было бы обозначить конкретную тематику. Под первое вообще можно подвести все, что угодно. Правда после второго пункта отчетливо угадываются ресурсы, для которых сделано исключение.

3.Дополнительные обязанности.

Допустим Вы все же попадаете под организатора распространения информации. Чем Вам это грозит?

а) направить уведомление в Роскомндзор, что он организатор. Добровольно? Нет же! читаем проект Порядка уведомления о начале деятельности... , п.2

Уведомление предоставляется ... в течение 5 рабочих дней в случае получение организатором распространения информации в сети Интернет требования Федеральной службы по надзору в сфере связи....

А само требование формируется только тогда, когда поступает запрос от органа, осуществляющего оперативно-разсыкную деятельность.

Иными словами, как тот или иной пользователь заинтересует МВД или ФСБ, или как только они сочтут ресурс очень важным для своей работы - они пришлют бумагу в Роскомнадзор, а те - владельцу. И тогда надо будет потратить заполнить форму уведомления у них на сайте.
Но самое главное - пока такую бумагу не прислали, вообще переживать не стоит.

Тут есть момент, который меня смущает. Когда такое требование придет, факт уведомления станет публичным (не тайно же это делаться будет... хотя...). Тогда все будут знать, что за ресурсом усиленно наблюдают (вот за кем именно-секрет, так написано) и толку в такой работе оперативной?

Заставить писать уведомления всех - не хватит никаких ресурсов. К тому же люди начнут гадать - попадают они под операторов по закону или нет, четких критериев нет же. Поэтому такой путь, если уж они его избрали, кажется, самый доступный, но и странный. Впрочем как и сама попытка регулировать Интернет.

б) Хранение информации. Это самое неприятное во всей этой истории. Делать это накладно, наверное, технически - им же каждая циферка нужна. Но тут я не спец. Правда, как я писал выше, если сам не хочешь - можно передать безлимитку уполномоченным органам.

Хранить нужно будет все от идентификатора пользователя, до всех контактов адресной книги и электронной почты, количестве и объеме сообщений, обо всех авторизациях через сторонние сервисы, как ведет личную переписку внутри интернет-ресурса, точное время посещений, список DNS-серверов, используемых пользователем, как ведет переписку с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен, вся информация, внесенная при регистрации пользователя на интернет-ресурсе, информация об используемом пользователем оборудовании и ПО, все факты авторизации с точным временем, все факты изменения пользователем своих данных, факты прекращения пользователем использования интернет-ресурса, факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте - идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.

Такая информация должна хранится у организатора распространения информации на русском и английском языках (и по новому закону - полгода).

Обращаю внимание, что речь не идет о возможности читать почту или сообщения! - Только факт отправки-получения.

Но - ничего хранить не надо, пока нет требования об уведомлении о начале деятельности оператора распространения информации в сети.

Сдается мне, что все это они могли и раньше. Закон все же носит некоторый "запугивающий" характер. Ну, и упрощающий жизнь, конечно, тем, кто занят сбором информации.

Очень надеюсь, что эти требования не коснуться все же владельцев обычных сайтов и форумов (хотя, хотелось бы, чтобы они никого не коснулись).

4. Блогеры

По ним итак много чего написано. Единственное, я так и не понял, как они 3000 будут высчитывать. Ладно, у кого в день по 10000, но если пограничная ситуация? В остальном - комментировать нечего.

Нечего. В том смысле, что государство наше погрязло в жутком стремлении контролировать все с помощью запретов и ограничений. И ведь вроде образованные все люди. Но вместо того, чтобы работать "снизу", включают самые недолговечные и тормозящие развитие механизмы - как то - запрет, пропагандистские штучки и т.п. Ай, впрочем, чего говорить... Все все понимают прекрасно.

Завершая небольшой обзор все же выскажу надежду, что тех, кто реализует себя в интернете через создание тематических сайтов, форумов и т.п. все эти новеллы не коснутся. Еще больше я надеюсь, что они не смогут заработать толком вообще, ибо очевиден точечный характер изменений, то есть возможность их применения к конкретным компаниям и людям.

интернет

Previous post Next post
Up