Структура и численность Новгородского войска в XIII-XVвеках. Часть 7.

May 11, 2021 02:06


Часть 7.  Общая структура новгородского войска.

Организационное устройство новгородского войска не было результатом воплощения в жизнь какой-то заранее задуманной умозрительной схемы или системы. Это устройство складывалось стихийно и изменялось, дополнялось по мере возникновения новых составных частей. К сожалению, дошедшие до нас источники не позволяют подробно проследить развитие во времени организационной структуры новгородского войска. Более или менее уверенно мы можем говорить об организационном устройстве новгородского войска только начиная с XIII в. О более раннем периоде можно высказать только ряд соображений:


1) Верховным военачальником новгородского войска считался князь.

2) Княжеский двор с самых первых десятилетий не был основной военной силой новгородского войска, но всегда считался его важной, жизненно необходимой составной частью. Отсутствие в Новгороде князя и его двора воспринималось новгородцами как явление опасное и временное, которое необходимо исправить, пригласив нового князя.

3) Основной составляющей новгородского войска, как по численности, так и по военной силе всегда было новгородское ополчение, которое могло участвовать в военных действиях и самостоятельно, без княжеского войска и без княжеского руководства.

4) Решения об участии ополчения в военных действиях принимались на вече, причем новгородцы XI-XII вв. считали нормальным явлением участие всего новгородского ополчения или его значительной части в качестве приглашенной наемной силы в заграничных (за пределами Новгородской земли) войнах.

Опираясь на имеющиеся у нас письменные источники для XIII-XV вв. можно построить связную модель организационного устройства новгородского войска в поздний период его существования.

Основу новгородского войска этого периода составляло конное, хорошо вооруженное новгородское ополчение, состоящее из профессиональных военных (занимающихся в мирное время деятельностью, близкой к военному делу - охранная служба, судебные приставы, сбор дани). Непосредственно к ним примыкали полупрофессионалы, не выполняющие в мирное время военных задач, но способные в кратчайший срок выступить на собственных лошадях, с собственным оружием и снаряжением в поход и имеющие богатый опыт военных действий в составе новгородского конного ополчения. В «сотни» входили, видимо, не только эти, наиболее боеспособные ополченцы, но и вообще все «новгородцы», включая «молодших». Вместе эти сотни составляли новгородскую «тысячу» (в которую при полном сборе городового ополчения входило, явно, гораздо больше, чем тысяча воинов). Возглавлял «тысячу» новгородский тысяцкий.

В случае необходимости на помощь новгородскому городовому ополчению выступали ополчения пригородов (городов-вассалов Новгорода) - для дальних походов - отборная их часть - полупрофессиональные конные воины, владеющие собственным конем, доспехом и оружием. Каждое из пригородских ополчений возглавлял свой воевода (пригородский посадник). Руководство над объединенным ополчением Новгорода и его пригородов, то есть над ополчением «всей земли (всей области) Новгородской» осуществлял новгородский посадник.

В то же время, судя по сведениям о внутриновгородских смутах, каждая улица и каждый конец Новгорода имели собственную военную организацию. Смуты возникали, как правило, по поводу того, представитель какого конца, какой стороны получит должность посадника, тысяцкого. Даже если формально в момент смуты имелся выбранный посадник, тысяцкий, сам факт смуты говорит о том, что их авторитет пошатнулся, их права подвергаются сомнению, часть «новгородцев» им не подчиняется.

Таким образом, во внутриновгородских конфликтах мы, чаще всего, имеем дело со временно обезглавленной военной организацией Новгорода. При этом новгородская «тысяча», как правило, оказывается расколотой на несколько враждующих частей, влившихся в соответствующие уличанские и кончанские военные структуры. Руководят этими структурами кончанские политические лидеры. Кончанская и уличанская военная организация существовали одновременно с общеновгородской - тысячной. В то же время кончанская и уличанская организации в первую очередь создавалась для самообороны и решения политических вопросов. Военная организация улиц и концов - это логичное продолжение уличанского и кончанского гражданского, хозяйственного самоуправления. Значение уличанской и кончанской военной организации значительно возрастало в периоды временной анархии.

В то же время, новгородская «тысяча» и «сотни» - это, в первую очередь, элементы военной организации всего Новгорода. Значение «тысячи» и «сотен» возрастало в ходе противостояния с внешним врагом, когда, «новгородцы» чувствовали себя уже не представителями отдельных, соперничающих концов, а представителями всего Новгорода. В мирной жизни тысячная и сотенная администрации также взяли на себя экстерриториальные функции. Тысяцкий отвечал за общеновгородские вопросы, которые новгородцы не могли решить в рамках улиц и концов - общегородской суд по имущественным делам, управление и взимание торговых пошлин на общеновгородском торгу, улаживание конфликтов при взаимодействии новгородцев с иноземными торговцами. Торгово-административная составляющая функций новгородского тысяцкого выросла, видимо, из его обязанностей во время военных походов. Мы имеем все основания для того, чтобы считать, что именно на тысяцком лежала обязанность после похода организовывать распродажу военных трофеев и производить справедливый раздел военной добычи между участвовавшими в походе ополченцами, что неизбежно делало его арбитром в случаях конфликтов между новгородцами по поводу купли-продажи этих трофеев и иных товаров.

В XII-XIII вв. происходило расслоение новгородского ополчения и ополчений пригородов. Результатом стало отделение конного ополчения - «вятших» от хуже вооруженной и менее боеспособной, но, видимо, более многочисленной массы «молодших», «пешцев». Призыв на военную службу «пешцев» был экстренной мерой и происходил лишь в случаях крайней опасности. Для дальних походов силы «пешцев» применялись редко, так как требовались большие затраты на прокорм многочисленного, медленно передвигающегося пешего войска в походе. Основным применением «пешцев» в XIII-XIVвеках становится защита родного города в случае нападения на него или в случае угрозы нападения. «Пещцы» активно участвуют и в столкновениях при внутриновгородских конфликтах. Пешим ополчением, возможно, руководили уличанские или кончанские старосты. Общее руководство и над «пешцами» и над конными «новгородцами» осуществлял тысяцкий. Общее руководство над «новгородцами» и присоеденившимися к ним ополчениями новгородских пригородов осуществлял посадник. Общее руководство над всем новгородским земельным ополчением, над собственным «двором» и над приведенным собственным войском осуществляет новгородский князь. В случае отсутствия новгородского князя, его функции исполнял назначенный Новгородом военачальник - новгородский боярин или специально приглашенный служилый князь.

Такие воинские структуры, как постоянные гарнизоны, ополчения пригородов, не выступившие в общий поход, отряды «молодцев-ушкуйников» действовали, как правило, самостоятельно, вне общего новгородского полка. Порой посадник или князь (возможно, совместно, возможно, с одобрения веча) назначали таким отдельным отрядам специальных военачальников.

Previous post Next post
Up