Болгары, по большому счету, не агрессивные и миролюбивые люди. В начале 90-ых годов, даже несмотря на проблемы с продовольствием и экономический кризис, в стране было достаточно спокойно, в том числе и с уличной преступностью.
Несколько хуже стало к середине 90-ых, когда преступные группировки легализовались в охранные фирмы и начали прикрытый законодательством рэкет, причем тиранили они всех и вся. Наиболее влиятельными на тот момент считались конторы «ВиС» и «СиК». Их офисы открылись каждом квартале столицы и в каждом мало-мальски крупном городе. Схема была простой - владелец магазина или ресторана платил им ежемесячную дань, а взамен он получал целую наклейку, которую можно было залепить на входную дверь. С упоминанием того, что объект охраняется тем-то и тем-то. При необходимости, на место выезжала бригада бойцов, которых в народе именовали не иначе как «мутрите» (морды).
К концу 90-ых свободного места под солнцем стало не хватать. Началась внутривидовая борьба. Убийства и покушения на убийства происходили каждый день. Валили всех подряд - и бандитов, и коммерсантов, и мастеров единоборств, и банкиров, и адвокатов, и полицейских, и просто случайных свидетелей. В арсенал шло все, от взрывчатки под днищем машины до снайперских выстрелов с километровой дистанции, благо, голодных наемников после югославских войн было достаточно. Особенно яро на этом поприще себя проявила группировка бывших спецназовцев, известных в народе как «Баретите».
Это увертюра, но она вполне к месту. В начале 2000-ых я мотался по делам в Болгарии, в сопровождении моего приятеля Мирослава. Мы исколесили все побережье, затем направились в сторону Софии, потом нам срочно понадобилось вернуться в Бургас. Ближе к вечеру мы подъезжали к Старой Загоре. Хотелось пить, есть и спать, причем здесь и сейчас. На мою радость, которая позже оказалась мнимой, мы въехали во внешне очень милый городок Чирпан. Я предложил Миро остановиться в каком-нибудь из его ресторанов, чтобы размять кости, поесть и отдохнуть. Он посмотрел на меня как на умалишенного и пробормотал «Абе Барбов, треа ди си много луд за да искаш да се спреш в Чирпан за вечеря или нощувка».
Других объяснений не последовало. Чирпан мы пролетели со скоростью звука и остановились лишь у заправки OMV возле Старой Загоры. Мирослав взял себе кофе и вопросительно посмотрел на меня.
- Есть ко мне вопросы?
- Что такое, почему мы не остановились в Чирпане?
- А потому что экстренные услуги стоматолога и лицевого хирурга мне и тебе ни к чему. Да и дороги они нынче.
- В смысле? Ты одолжил денег у кого-то из Чирпана и не вернул? Или ты соблазнил несовершеннолетнюю дочь начальника местной полиции, склонил ее к извращенному коитусу и сбежал в ночь перед свадьбой, перед этим предусмотрительно переспав с его супругой?
- Да нет, откуда у софиянца там знакомые и уж тем более возлюбленные? Это все равно что твардичанину взять в жены уроженку Валя-Пержей, Тараклии или Задунаевки, ей Богу.
- Давай тогда рассказывай, что там за страхи происходят, - потребовал я от Мирослава.
Упираться он не стал. По его словам, в Чирпане живут особые люди. И хотя их там всего полтора десятка тысяч, в напряге они держат всю округу. Нет, на чужое они не зарятся, но и терпеть не могут, когда к ним прут неместные и суют нос не в свои дела.
Поэтому, в Чирпане часто случаются пышные драки. С поножовщиной и даже со стрельбой. Для пущей убедительности Миро поведал мне историю про передовую группу какой-то охраннной фирмы, которая наведалась в город открыть свое представительство. «Мутрите» приперлись в Чирпан по законам жанра - черный 600-ый мерин, кожа, золото, стволы за поясом. Они завались в центральное заведение города, стали вести себя неприлично, выказывая явное неуважение к сидящим в ресторане трем чирпанянам, а также их еде и неспешной беседе с характерным провинциальным говором.
Все закончилось очень быстро - пехотные братки заработали травмы различной степени тяжести, а бригадиру, чтобы неповадно было, в каждую из ягодиц забили по вилке. Именно так, обычные обеденные вилки, взятые с соседнего стола, так как свою трапезу, по причине распальцованных хамов, чирпаняне прекращать не собирались.
Придя в себя братки ретировались, радушно оставив гостеприимному городу на добрую память свои стволы, золото и машину. И вроде как, если верить слухам, даже не особо пытались отомстить. Ибо для этого им опять пришлось бы заезжать в Чирпан, а запасов вилок и прочего воспитательного инвентаря из сферы общепита там оставалось предостаточно, равно как и духовитых гурманов, готовых немедленно преподать еще один урок хороших манер.
Я очень живо представил себе эту картину и мерзко улыбнулся. Действительно, зачем журналисту со славянской внешностью и легким русским акцентом, которые стопроцентно выдают неместного, заезжать в Чирпан? Ничего, и на заправке вполне можно поспать пару часов, не убудет.
Позже я решил навести справки про этот городок и много чего узнал. Например, что в 20-ые годы он был стерт с лица земли сильнейшим землетрясением, повторные толчки которого продолжались целую неделю. Именно в Чирпане выпускалось достаточно известное и вполне приличное шампанское «Искра». Уроженцем Чирпана является известный болгарский поэт Пейо Яворов. В окресностях Чирпана изумительная охота, в том числе и на кабана. И, что меня заинтересовало больше всего, у чирпанян хорошая кухня и даже есть собственное блюдо, которое широко известно за пределами города. Оно называется «кюфтета по чирпански», или чирпанские котлеты.
Давайте их и приготовим. Берем смешаный фарш, добавляем в него немного мелко нарезанного лука, замоченный в молоке мякиш хлеба и одно яйцо. Не забываем про чабер и зиру, все перемешиваем и убираем в холодильник на пару часов созреть.
Через отведенное время, лепим из созревшего фарша котлетки
Обваливаем их в муке
Обжариваем по паре минут с каждой стороны в растительном масле, до полуготовности
Откладываем их на салфетку
Нарезаем еще пару головок лука и обжариваем его на том же масле, но, как в моем случае, на другой сковороде - в первую готовое блюдо не поместилось бы
Минут через пять добавляем морковь и корень сельдерея
Еще минут через 10 - пару болгарских перцев, также измельченных
Еще минут через 10 - крупные дольки картофеля и чайную ложку домашней паприки
Все перемешиваем и тушим минут 10
Добавляем кипятку и варим все на среднем огне минут так 10. Можно загустить мукой, разведенной в воде. Но это не обязательно
Еще через 10 минут вводим в соус наши котлетки, убираем огонь до минимума и обмакиваем в казанок веточку сухого чабера. При желании, можно добавить пассаты или свежих спелых томатов. Даем потомиться до 30 минут, при этом, следим за состоянием картофеля.
Подаем с хлебом. А вообще, чирпаняне - очень достойные и дружелюбные люди. Город, на самом деле, красив и приветлив. Просто не надо идти со своим понятиями уставом в чужой монастырь.