Мы в
Бункере 703 давно мечтали заполучить чугунный тюбинг в нашу экспозицию. Но не так-то просто раздобыть такой специфичный конструктивный элемент, ведь они применяются только при строительстве метро и шахт.
Спустя два года после основания музея у нас неожиданно появилась такая возможность, причём в самом лучшем виде. Александр Попов, он же
russos написал
пост про строительство пересадки на станцию Динамо, в котором упомянул про демонтированные из конструкции станции чугунные тюбинги. Сразу же появилась идея попробовать получить один из них. Использовать их всё равно уже нельзя - они не совместимы с современными тюбингами, а вот определённую историческую ценность они представляют. Всё-таки это самые старые чугунные тюбинги в Москве, 1938 года.
И вот, после переговоров с компанией Ингеоком, которая строила пересадку и большой помощью Александра Попова мы таки договорились о передаче нам тюбингов, причем сразу двух. Второй тюбинг так вообще уникальный - фасонный. Такие тюбинги имеют необычную форму и используются для создания арки над проходами между платформой и центральным залом станции.
Перевозка и разгрузка была на мне и это была отдельная эпопея. Впервые в жизни организовывал перевозку полутора тонн чугуна по центру Москвы :)
Большой тюбинг - элемент бокового тоннеля станции диаметром 9.5 метров. Весит около одной тонны. Но, чтобы выгрузить его на будущее место установки на улице нужен был манипулятор с грузоподъёмностью 5 тонн, так как выгрузка происходила на большом вылете стрелы.
Второй, фасонный тюбинг, весом около 600 килограмм я изначально думал выгрузить на катки, сделанные из труб, а потом уже думать как доставить вниз, в сам бункер (предположительно на катках с использованием лебёдки). Но, в тот день собралось очень много людей, посмотреть на выгрузку, так что мы решили попробовать спустить этот тюбинг сразу вниз на тележке. Тележки, к слову у нас остались ещё со времён , когда бункером владел МИД. Тележки хорошие, прочные, железные, но... думаю штатно они максимум рассчитаны килограмм на 200, а тут 600. Решили попробовать выгрузить, и посмотреть, что будет с тележкой. Тележка выдержала и её даже вполне можно было катить. Но по пути вниз нас ждало несколько порогов гермодверей. Они хоть и невысокие, но на них предстояло закатить тележку с огромной чугунной штуковиной. Заняло всё это несколько часов и стоило колеса одной тележки, которое таки не выдержало, пришлось ставить колесо от другой тележки, прямо под грузом, к счастью у нас был гидравлический домкрат, чтобы временно приподнять тележку.
Получив столь ценные экспонаты, мы решили не просто разместить их в музее, а создать своего рода небольшую городскую достопримечательность: сделать небольшой скверик с тюбингом на постаменте и лавочками, во дворе Бункера 703 (свободно доступен днём).
К сожалению, сейчас у музея нет достаточно средств, для организации такой площадки, поэтому я запустил краудфандинговую кампанию по сбору средств на неё:
https://planeta.ru/campaigns/tubingВы можете помочь в организации этого маленького уютного скверика)
Взамен можно получить наши сувениры или записаться на экскурсию. Кстати, если запишетесь на инженерную экскурсию, то проводить вам её буду лично я :)
Ну ещё можно помочь просто распространением информации, спасибо!
Кстати, на оба тюбинга можно посмотреть уже сейчас, первый установлен на своём постаменте во дворике, второй можно увидеть если записаться на экскурсию и спуститься вниз, в бункер, на глубину 43 метра.
P.S. Всем спасибо за поздравления с ДР! :)