Результаты опроса LinkedIn Talent Trends показали, что примерно 94% всех кандидатов желают получать отзывы об итогах своих собеседований. Однако дать честный отзыв, чтобы никого не обидеть, бывает крайне сложно.
Впрочем, это вполне возможно. Это отдельный вид искусства, который предстоит освоить каждому профессиональному рекрутеру.
Кандидаты и менеджеры по подбору персонала, с которыми вам предстоит работать, неизбежно будут совершать ошибки. Но мы все остаемся людьми, поэтому правильный отзыв поможет сделать выводы и добиться больших успехов в будущем.
Вне зависимости от того, пытаетесь ли вы смягчить отказ одному из кандидатов или желаете направить мысли вашего менеджера в определенном русле, умение давать правильные отзывы - один из самых полезных навыков, который станет серьезным преимуществом при построении серьезной карьеры.
Вот шесть советов, которые помогут давать правильные и эффективные отзывы:
1. Сосредоточьтесь на ситуации, а не на человеке
В некоторых ситуациях получение отзыва со стороны может смутить человека и доставить ему дискомфорт. Кандидаты нередко вкладывают все силы в свои карьерные амбиции, поэтому необдуманная критика может быть воспринята как личное оскорбление.
Именно поэтому стоит сосредоточить внимание на ситуации, а не на конкретном человеке. Описывая проблему, характеризуйте её так, словно это внешнее обстоятельство, которое можно исправить, а не особенность характера.
Не говорите своему менеджеру, что он «всегда опаздывает», лучше скажите, что последние несколько встреч он приходил позднее, чем нужно. Не говорите кандидату, что он «расфокусирован и нерешителен», лучше скажите, что вы ищите более устойчивых сотрудников, и что он сможет стать прекрасным дополнением к вашей команде спустя пару лет.
2. Уделите основное внимание результату и последствиям
Менеджеры по найму ориентированы на результаты. Для них это игра в одни ворота: получить лучшего кандидата наиболее эффективным способом. Отличный способ заставить их слушать и ценить ваши отзывы - это скомпоновать их с точки зрения результатов, которые они увидят.
Джон Властелица, основатель Recruiting Toolbox, рекомендует, чтобы рекрутеры сопровождали советы менеджерам по найму этим вопросом:
«Хотите, я расскажу вам, как некоторым менеджерам удается найти человека на вакансию на 10 дней быстрее?»
«Если мой совет не звучит так, что после него можно сразу же приняться за улучшение скорости и качества работы, то, вероятнее всего, это бесполезный совет, которому никто не будет следовать». Сосредоточив внимание на возможных результатах, вы также подчеркиваете, что ваш совет не несёт ничего личного, вы просто предлагаете практические советы, которые выгодны в первую очередь им самим.
3. Будьте конкретны и точны
Предоставление расплывчатой обратной связи может быть еще хуже, чем полное отсутствие обратной связи. Если вы сообщите кандидату, что их работы были беспорядочными, или скажете менеджеру по найму, что он продолжает отпугивать от лучших кандидатов, не уточняя никаких нюансов, вы просто оставите их в замешательстве и раздражении.
Без объяснения того, что именно человек делает не так, комментарий приобретает оскорбительную форму. Основная цель здесь - изменить чье-то поведение, поэтому людям нужно знать более точно, что вы бы хотели в них улучшить.
Очень некрасиво говорить кандидату, что вы нашли дюжину элементарных ошибок в его работе. Не стоит отвлекать людей размышлениями, что они сделали не так. Куда более полезным будет конкретная критика.
4. Предложите действия по улучшению ситуации
Все знают, что обратная связь важна, но она может оказаться абсолютно бесполезной, если вы не поможете человеку быть лучше в следующий раз. Предложение конкретных действий по улучшению нынешней ситуации поможет человеку понять, что именно он сделал не так, и как ему это исправить. В конце концов, вы и сами заинтересованы в том, чтобы они сосредоточились на второй части, а не переживали по поводу того, почему они облажались.
Вместо того, чтобы просто сказать, что навыки презентации кандидата оставляют желать лучшего, предложите ему пару способов, которые могли бы ему помочь вырасти профессионально: например, приняв участие в группе Toastmasters для практики.
Разумеется, не стоит переучивать и давать советы тем сотрудникам, в чьей специальности вы не разбираетесь. Например, вы бы вряд ли стали бы читать нотации старшим программным инженерам о том, как им писать более чистый код. Но если у вас есть конструктивная и обоснованная критика, то обязательно стоит её высказать.
5. Используйте «комплиментарный сэндвич» для негативных отзывов
Одним из самых популярных инструментов для конструктивной критики является её позитивное позиционирование. Самый простой и эффективный способ добиться этого - завернуть критическую часть отзыва между двумя комплиментами.
Начните с выделения сильных сторон человека, что вам нравится и что они делают хорошо. Вы можете похвалить их работу или поблагодарить за страстное отношение к делу. Затем выскажите критические замечания, изложив её как способ улучшения в будущем. В конце отзыва вновь повторите положительную часть отзыва.
Это может прозвучать сложно, однако это далеко не так. Посудите сами: «Мне нравится ваше рвение, но главный способ перейти на следующий уровень - это поговорить о ваших профессиональных навыках. В целом, могу похвалить вас за отличную работу». Просто, не так ли?
6. Убедитесь, что ваша критика совпадает с ценностями компании
Иногда у нас есть свои личные представления о том, как кто-то должен себя вести или действовать. Но если ваши взгляды не во всем совпадают с ценностями и целями компании, то, велика вероятность, что это вовсе не так уж и важно.
Возможно, лично вам не понравится, что кандидат бормотал во время собеседования, зато менеджер по найму мог найти его бормотание вполне информативным. Менеджеры по персоналу могут показаться придирчивыми, но если они руководствуются интересами компании, то вполне возможно, что они принимают правильное решение.
Постижение искусства конструктивной критики - крайне полезный навык как для профессии рекрутера, так и в обыденной жизни. Обратная связь имеет большое значение, поэтому лучше лишний раз убедиться, что вы выбрали правильный подход.
linkedin.com, перевод: Артемий Кайдаш