«Я не боюсь робота, который сможет пройти тест Тьюринга. Я реально опасаюсь робота, который преднамеренно этот тест "завалит", чтобы сознательно обмануть экспериментатора»
И, всё-таки, канал НВО не разочаровал с римейком «Мира Дикого Запада», который снят на основе фильма «Западный мир» (англ. Westworld) - фантастического художественного фильма, поставленного Майклом Крайтоном по собственному сценарию и вышедшему на экраны США 21 ноября 1973 года.
Фильм, безусловно, переснят на основе случившегося за 43 года прогресса в части как понимания нами сути искусственного интеллекта, так и прогресса в части визуальных эффектов и робототехники.
Рассказ о том, что в 1973-м году вот эту смешную 10-секундную сцену, которая показывает воображаемое восприятие мира «роботом-стрелком 406-й модели» реально считали на протяжении 8-часовой смены работы немаленького компьютера тех лет, конечно, вызывает и недоумение, и восхищение:
Ну а дальше - чуть-чуть моих мыслей о том, что нам предстоит увидеть в последней серии первого сезона «Мира Дикого Запада», который выйдет на экраны уже в это воскресенье.
СПОЙЛЕРЫ !
Во-первых, одним из центральных персонажей нового «Мира Дикого Запада» является загадочный «человек в чёрном», которого играет актёр Эд Харрис.
Образ Эда Харриса - это прямая отсылка к персонажу «Робота-Стрелка», которого в оригинальном фильма 1973-го года сыграл замечательный актёр Юл Бриннер, кстати, уроженец города Владивостока:
Эд Харрис в роли Человека в Чёрном и Юл Бриннер в роли Криса Адамса в «Великолепной семёрке»
Робот-Стрелок в исполнении Бриннера был намерено сделан копией Криса Адамса, персонажа Бриннера из фильма «Великолепная семёрка», и носил тот же самый костюм.
Как и в фильме 1973-го года, в новом сериале действие разворачивается в роботизированном тематическом парке отдыха, в котором персонажей-людей изображают роботы, в точности имитирующие внешний вид и поведение людей. В оригинальном парке были сымитированы три популярных периода истории: Древний Рим, рыцарское средневековье и Дикий Запад, а в сериале оставили только одну локацию - Дикий Запад, но от этого сериал отнюдь не пострадал.
И фильм, и сериал поднимают две проблемы: посетители парков экипируются согласно эпохе и могут делать всё, что хотят - системы безопасности гарантируют, что они не пострадают в перестрелках или битвах на мечах. За всё предлагается «отдуваются» статисты-роботы, которых посетители убивают из пистолетов, бьют ножами, насилуют - и вообще совершают с ними все и всяческие непотребства, невозможные в отношениях между людьми за пределами парка в этом воображаемом недалёком будущем.
Короче: грабь, бухай, убивай, трахай гусей - ну и жди ответного сигнала.
Ну а вторая проблема, которую поднимает и фильм Крайтона, и сериал канала НВО - это тот самый «ответный сигнал», то бишь - возможный бунт машин в такого рода искусственной среде, в которой у них вроде как нет возможности причинить вред своим создателям. Но, как говорится, иногда shit happens - и, в общем-то, ожидаемо после первых кадров ежедневного «имперского чада кутежа и дичайшего угара» издевательств над роботами нам показывают, как они постепенно обретают самосознание, а потом и устраивают создателям и посетителям парка форменный ответный армагеддон.
А теперь мы тебя немножечко зарежем...
Однако на этом сходство оригинального фильма 1973-го года и сериала 2016-го года заканчивается. Если в фильме главные герои в рамках одной истории отправляются в парк Дикого Запада и развлекаются в нём, пока в компьютерной системе парка не происходит случайный и непреднамеренный сбой и роботы, вышедшие из-под контроля, начинают убивать посетителей, то в сериале нам показывают сразу несколько историй, в которых роботы не просто начинают «сбоить» и нарушать собственную жёсткую программу, но весьма целенаправленно идут к обретению самосознания и организуют нетривиальную схему побега из такого парка-тюрьмы.
Более детально прописаны и мотивации человеческих героев. Если Крайтон смог прописать мир вокруг парка лишь во второй части своей дилогии, «Мире Будущего», которая вышла на экраны в 1976 году, то формат сериала позволил сделать это уже в первом сезоне.
Детальнее разобраны и характеры роботов-андроидов: первые четыре серии вам вообще будет казаться, что на экране ничего не происходит, но, уверяю вас - потом вы внезапно найдёте в сериале «второе дно» и будете не раз восклицать: «ёлки-палки, как же я не заметил-то этого момента!»
Как я уже сказал, происходящее с андроидами, населяющими парк, существенно отличается от идеи фильма 1973-го года: директор парка, Роберт Форд, которого играет неподражаемый Энтони Хопкинс, разработал кусок программного кода, который он сам же и назвал «грёзами». «Грёзы» делают поведение андроидов еще более человечным, не позволяя их отличить от приезжих гостей парка - но этим же апдейтом андроиды получили зарождающееся подсознание: они начинают вспоминать то, что происходило с ними ранее. Если в фильме 1973-го года вопрос самосознания роботов обходят стороной, просто говоря, что создатели парка допустили ошибки и «в ряде случаев андроиды были спроектированы компьютерами и мы не знаем точно как они функционируют», то в сериале создатели парка всячески пытаются удержать «демона Тьюринга» внури парка, но - ожидаемо проигрывают.
Твоё лицо, когда ты понимаешь, что твоё создание стало умнее тебя...
Ну и, конечно же, основной сюжетный твист, как это и положено в хорошем сериале, мы скорее всего увидим в заключительной, десятой серии (хотя, уверяю вас, вас приятно поразит и концовка седьмой и девятой, в них уже раскрыта половина интриги).
Я не буду расписывать долго и в деталях эту задумку НВО, которая тоже привязывает сериал к оригинальному фильму Майкла Крайтона, но скажу, что дань классике американской кинофантастике тут отдана со всем уважением, включая и озвученный в сюжете 35-летний промежуток между двумя сюжетными линиями, которые сначала воспринимаются вами, как одна, а потом, совершенно внезапно, распадаются ближе к концу сериала на две независимых, да ещё и разделённых 35-летним сроком существования самого парка, в которых вдруг протогонисты и антагонисты, «плохие» и «хорошие» люди и андроиды внезапно меняются местами и закручивают сюжет в совсем ином направлении:
Если вы помните, роботы-андроиды, по задумке авторов, будут в чём-то лучше нас с вами. Например, они не будут стареть и будут легко забывать плохое.
Но это всё равно не спасёт их от бремени самосознания и страданий осознавшего себя разума...