Ученые головастики во всем мире сидят, пыхтят над древними закорючками в пергаментах, раскапывают тысячелетний мусор и потом годами нюхают грязные черепки. И все зачем?.. Чтобы потом сказать с умным видом: «Неандертальцы-де не носили носков, Клеопатра подтиралась лопухом и ковыряла в носу, а у вот этому разбитому горшку 10 тысяч лет».
И только-то!
Примерно так, судя по моему опыту общения, некоторые обыватели представляют себе историческую науку.
Из всего этого делается вывод: «Ну и зачем нам нужна эта история вообще?» И в частности, история Древнего Египта.
Мне, например, написали недавно: «А история Нефертити - не наша история». И дескать, знать нам ее и не обязательно.
Обоснования этому выводу приводятся замечательные: «Если бы это было необходимо и достаточно, для современных реалий, то тогда, мы давным давно и разобрались, что, кто, когда и где» (орфография авторская). К тому же, «если бы фараоны хотели бы, чтобы потомки обнаружили их последнее место упокоения», то захоронились бы на видном месте, и, вероятно, с поясняющей табличкой на груди.
А потому - зачем вскрывать гробницы (тех же фараонов)?
Да и где он вообще, вклад того Древнего Египта в историю?..
Когда тебе говорят, что история - не наука.
Начнем, пожалуй, с утверждения, что «история Нефертити - не наша».
Простите, а какая «наша»?
История нашей страны? А до какого момента в прошлое простирается история нашей страны? Когда началась именно «наша» история?
Мы живем в Российской Федерации. История СССР - это «наша» или «не наша» история? А история Российской империи? А Русское царство - «наше» или нет? А история Древней Руси?..
История киевского князя Владимира - это «наша» история или уже чья-то чужая?
А до Владимира, до Рюрика - там есть «наша»?
Да что мы всё о русских-то. В России ведь еще множество народов. История Казанского ханства - она «наша» или «татарская»?
История сибирских народов до Ермака - «наша» или хантов, манси, якутов, селькупов?..
Я вот считаю себя сибиряком, а где-то там в родословной есть и евреи, и грузины… И бог знает, кто еще. Мне можно считать историю Сибири, Израиля и Грузии «своей» историей?..
Где вообще можно провести четкую разделительную черту? Ведь все эти «отдельные» истории так тесно сплетены воедино, что разделить их можно было бы только при условии, что они происходили на разных планетах.
Не существует отдельных «историй» у русских, татар, коренных народов Сибири или каких угодно еще народов. Все эти «истории» составляют часть общей, общечеловеческой Истории, которую мы искусственно делим на фрагменты (потому что практически невозможно изучать всю глобальную Историю целиком - башка треснет).
И тот факт, что история Египта (или конкретно Нефертити) не вписывается в рамки учебника по истории России, вовсе не означает, что Египет и Россия никак и нигде не пересекались в Истории.
Всё в человеческой Истории взаимосвязано. И как бы громко это ни прозвучало, но если бы не было Древнего Египта - не существовало бы сегодня и России в том виде, в котором она есть.
Давайте проследим одну маленькую «историческую» цепочку.
Все читали Библию?..
В книге «Бытие» рассказывается история Иосифа, которого братья продали в рабство в Египет. Иосиф сумел там «подняться с колен» и дорасти до премьер-министра фараона, став едва ли не более важной шишкой, чем сам царь. Позже он переселил в Египет и всё свое семейство - своего отца, братьев и всю прочую родню. Там они и осели на ближайшие 430 лет, пока Моисей не вывел евреев из Египта.
Конечно, истории об Иосифе и Моисее - легенды, а то и мифы, но свои исторические корни они всё же имеют. Считается, что предки евреев действительно жили на севере Египта, в дельте Нила (в «земле Гесем»). Предполагается, что массовое переселение (по меньшей мере частичное, а не всего народа) из Египта на Синай и в Ханаан происходило во времена Рамсеса II или (вероятнее) его преемника - Мернептаха.
Происходил ли Исход так, как описано в Пятикнижии Моисеевом, или же иначе - вопрос отдельный. Важно лишь, что некая миграция реально происходила, и предки евреев действительно захватили и покорили часть Ханаана. Впоследствии на этой территории образовалось Израильское царство. Именно там сформировался иудаизм с его монотеистическими воззрениями.
Нужно ли напоминать, что из иудаизма выросли (как минимум) две другие мировые религии - христианство и ислам?..
А что же случилось с теми евреями, которые решили не уходить из Египта (наверняка ведь были и такие)?
А ничего не случилось. Они продолжили жить так же, как жили прежде, и постепенно полностью ассимилировались и растворились в том пестром конгломерате национальностей, который существовал в Египте. Они не дали миру ни какой-либо особенной религии, ни какого-то отдельного, обособленного историко-культурного вклада. Они, несомненно, тоже оставили после себя след, но этот след - часть того самого «древнеегипетского» следа и культуры.
Если бы не случился Исход (в его историческом виде) - не было бы иудаизма, а значит, не было бы и христианства. Того христианства, на котором выросла вся современная европейская культура.
А Исхода, в свою очередь, не было бы, если бы в том самом Древнем Египте не сложились определенные условия, которые показались предкам евреев невыносимыми.
Так что же?.. Получается, за всю нашу культуру и искусство, за всю христианскую духовность и философию мы, в конечном итоге, должны «поблагодарить» того фараона и тех древних египтян, которые «с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам» (Исх. 1:13)?
Неужели в тот момент, когда фараон сказал: «А построю-ка я в дельте Нила небольшой городок и склады для припасов!» - история человечества повернулась в новое русло?
И да, и нет.
Конечно же, это не было единственной причиной. История - не нитка с бусами, в которой у каждого события одна причина и одно следствие. Чтобы событие произошло, тысячи причин сложились воедино, и у каждой причины была своя тысяча причин; и так до бесконечности. Выявить и проследить их все невозможно.
Но каждое событие в мире вносит свой микроскопический (а некоторые - и весьма большой) вклад в общую, человеческую Историю. Выяснить, понять и сложить вместе хотя бы часть этих событий, чтобы получить общую картину - и есть задача истории как науки. А в более широком смысле - понять, кто мы такие, откуда и как мы появились и куда мы идем.
В Истории нет ни одного «нашего» периода, как нет и «чужих». Это цельное полотно. Вы можете изучить какой-то фрагмент, но «выдрать» его из истории, сделав самодостаточным - невозможно.
Разумеется, пример с Исходом и (как следствие) появлением христианства - это всего лишь один пример. Можно найти тысячи других примеров того, как Древний Египет повлиял на историю. Например, в древнеегипетских сказках можно отыскать сюжеты, которые едва ли не дословно повторяются в сказках европейских.
Помните Златовласку, которая расчесывала волосы и уронила несколько золотых волосков? Увидев волоски, король отправил своего верного слугу на поиски красавицы.
Но еще в Древнем Египте рассказывали историю о том, как фараону принесли выловленную из моря прядь волос, необычайно благоуханную. Фараон тотчас послал отыскать девушку, которой принадлежал этот локон…
А вот другая древнеегипетская сказка.
Некий царь (кстати, из страны Митанни!) посадил свою дочь в высокую башню, окна которой были на высоте 70 локтей. И поклялся выдать ее замуж за того, кто допрыгнет до окна.
Многие пытались сделать это, но удалось лишь одному: египетскому царевичу…
Узнаете?.. Это же «Сивка-Бурка»! «Русская народная», между прочим, сказка. Только вот такая ли уж русская?..
И кто знает, сколько еще древнеегипетских сказок и сюжетов, переиначенных на славянский манер, нам рассказывали в детстве?..
А ведь египтяне тоже их наверняка не сами выдумали, а унаследовали от более древних времен. А те - от вовсе незапамятных…
Нельзя просто так взять и изучить историю!
Собственно, вот вам ответ на вопрос о вкладе Древнего Египта в историю. А также и о вкладе абсолютно любого другого государства, народа, города, общины или человека.
Так имеет ли смысл изучать историю? Имеет ли смысл узнавать больше о прошлом человечества, копаясь в древних могилах и мусорных кучах, разгребая старые кости и черепки?
Вы мне скажите.
Этот блог нуждается в вашей поддержке!