Feb 03, 2012 17:01
Кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Наверное, тот, кто не рискует, тот боится. А кто рискует - тоже боится?
Раньше больше молчали, а теперь люди делятся опытом. Откровения ныне в моде. Оказалось, боятся все. Боятся конструктивно и лезут на пролом (пан или пропал). Иногда выпадает - пан.
Боятся деструктивно, опускают руки, зарывают голову в песок (авось, пронесёт). Иногда и проносит.
Авторитеты говорят, что бояться - нормально. А что такое норма, позвольте спросить?
В блокадном Ленинграде нормой было справлять нужду в помойное ведро и выливать результаты на улицу. И, вот, одна умирающая женщина просит своего мужа вылить ведро. Когда тот вылил и вернулся, женщина, с трудом выговаривая слова, спрашивает:
- Аркадий, а куда ты вылил так быстро?..
- В окно, куда же ещё?
- Почему ты вылил в окно, Аркадий?..
- Господи, да потому, что все так делают!
- Аркадий, пусть все так делают… А ты не делай…
Норма дело поправимое. Но в страхе жить - по-волчьи выть.
А можно не жить в страхе?
Очень уместно спросить: а кто боится? Кому именно страшно?
Божьей искорке, которая в нас незаметно сидит, бояться нечего. А ведь, когда мы появляемся на свет, кроме неё у нас ничего нет.
Боится кто-то другой, кто появляется позже - наше героическое «Я». Вот бы его найти и прикончить! Но где его искать, и что мы про него знаем?
Как справедливо зметил герой Булгакова, наша жизнь всё время висит на волоске, но оборвёт её только тот, кто подвесил. То же самое можно и про «Я» сказать. Кто этот феномен создал, тот и может им вертеть в разные стороны. А еще он может ему сказать страшные слова Тараса Бульбы: «Я тебя породил - я тебя и убью!».
Но не тут-то было.
Лучшие люди мучаются всю жизнь, как рыба об лёд, а «Я» ускользает, как фата-моргана.
Камо-но-Тёмэй (один из лучших людей) лишил себя всех любимых китов нашего «Я»: собственности, социальных связей, родственников, друзей, жилья и продуктов питания. И когда всё уже было готово для просветления, вместо нирваны он обнаружил в своём сердце тёплое чувство к шалашу из веток, где коротал свои последние дни.
Каков удар со стороны «Я»!
Так что это за зверь такой и где он прячется?
Человек многое делает для облегчения своего существования. Индустрия всего, что может улучшить, упростить и защитить нашу жизнь работает на полную катушку. Куда ведёт такая тенденция? Как говорят, к высвобождению творческих способностей человека. Ибо негоже употреблять Б-жью искорку на всё то же - на добывание пропитания, одежды и крыши над головой. Надо же как-то отходить от суровых законов первобытного общества! Нравится вам, пока, ход моей мысли?
Пока да? Ну, вот, каждый человек в отдельности так же озабочен созданием для себя такого набора навыков и привычек, который существенно облегчает жизнь. Ну, например, чтобы не проносить ложку мимо рта, чтобы не потеть от напряжения за рулём, чтобы не искать каждый раз выключатель в комнате, чтобы знать, что сказать офицеру дорожной полиции и как ответить соседу, чтобы работа приносила удовольствие и деньги и т.д. и т.п.
Все усилия прогрессивного человечества дают плоды. Есть плоды сладкие, и есть плоды горькие. Сладкие плоды это - да! - жить стало легче, жить стало веселее. Но с другой стороны, нас уже не устраивает трамвай, как до того телега с ведром, нам нужно своё средство передвижения с кожаными сиденьями, а новые модели мобильных телефонов прямо стучатся в нашу дверь, и дети прямо с горшка смотрят мультики по компьютеру, а их родители прямо не вылезают из Интернета…
Мы становимся всё более и более зависимыми от удобств, которые нам заботливо создают за наши же деньги. В результате то, что должно облегчать нашу жизнь, начинает ею управлять. В конце концов, нашей жизнью начинают распоряжаться их величества Рекламодатель, Майкрософт и Мерседес-Бенц.
Улавливаете подмену?
Теперь, наконец, переходим к нашему «Я». И тут налицо большие достижения. Ложку ко рту мы подносим исправно, за рулём можем одновременно с вождением разговаривать по мобильнику и изучать придорожную рекламу. Отдельное спасибо за отработанные действия по отправлению естественных нужд. «Я» добросовестно облегчает, упрощает и обслуживает нашу жизнь, постоянно расширяя ассортимент услуг.
Беда приходит, откуда не ждали: наш персональный сервис, наш автопилот, скромный регистратор решений вышестоящего сознания - «Я» - входит в раж, объявляет себя начальником и ставит палки в колёса ментального управления. Так и бывает в жизни: хороший управляющий подминает под себя весь бизнес.
Хорошо, когда ему («Я») удаётся найти за пазухой приемлемое решение. А если нет? В этом случае система буксует, ищет и вновь не находит решения. Знаний не хватает, опыта не хватает, энергетические ресурсы тоже ограничены. Жизнь останавливается с разбега. Вот откуда паника и страх. Если лётчика нет в кабине, что может сделать один, возомнивший о себе автопилот? Реальная перспектива сорваться в штопор. Самолёт падает в синюю бездну. А всему виной этот изменчивый мир, порождающий проблемы.
И не разумен сын человеческий. Он идёт на поводу у «Я». Ему кажется, что «Я» и есть его Я. Это всё равно, как если бы столяр отождествлял себя с этажеркой, а курица с яйцом. И следствием этого противоестественного слияния вечного с преходящим является с т р а х. Сказался груздем - полезай в кузов, или другими словами: стал этажеркой - бойся, что тебя сломают, поцарапают, уронят или сожгут в печи.
Каждый день «Я» находится в смертельной опасности, так как мир изменчив. Ничто не вечно под луной. Изменения и перемены ежесекундно ставят существование "Я" под угрозу.
То и дело в большом и в малом возникают перемены. Еще вчера асфальт сиял, а сегодня перекопано - можно опоздать на работу. Ребёнок из школы вовремя не пришел - вдруг что-то случилось? Ноги болят, идти надо - а что же будет года через два? С работы уволили, жена болеет - на что жить? Страх на каждом шагу. Страх жизни или страх смерти. Незнакомый человек в подъезде - страх. Стук в дверь: «Вам телеграмма!» - страх. В первый раз в первый класс - страх. В первый раз лечу самолётом - страх. Проблема, которой нет решения, - страх. Каждая новая ситуация - страх. Боимся получить и боимся, что не получим. Когда имеем боимся потерять, а не иметь ещё страшней. Страх настолько вхож в нашу жизнь, что вся наша жизнь - сплошной страх с перерывами на сон. Будда так и сказал: вся наша жизнь в этом мире - страдание. А от чего страдание?
От страха.
Кто настолько экипирован для жизни, что не имеет проблем? Кто настолько знает о смерти, что не боится умереть? Если вы не настолько здесь и не настолько там, то вы боитесь. А всё потому, что постоянно озабочены поиском ответов, которых у вас нет, и не может быть.
Расскажу я вам в связи с этим сказку.
Сказка о шкипере и штурвальном матросе
Жили-были шкипер Коншез и рулевой матрос Андеселф. Шкипер потратил много времени и сил на обучение Андеселфа. В результате Андеселф всё больше и больше времени проводил за штурвалом, а Коншез наслаждался жизнью в кают-компании. Постепенно Андеселф стал задумываться о роли Коншеза на корабле. Мысль о том, что корабль по сути дела находится в его (Андеселфа) управлении, не давала ему покоя. Пришло время и Андеселф, подговорив большую часть команды, объявил себя шкипером. К его удивлению, Коншез не оказал никакого сопротивления и принял новую ситуацию таковой, как она есть. Андеселф отблагодарил его тем, что не списал на берег. Бунт на корабле прошел, как по маслу, и в составе экипажа появился человек по имени Коншез, не вписанный в судовую роль. Старые члены команды, знававшие прежние времена, частью были уволены на берег, частью поумирали от дизентерии и пьянства, частью забыли, кем был Коншез раньше. А Коншез к тому же и изменился до неузнаваемости. Он оброс пегой бородой и сменил тонкое сукно капитанского мундира на видавшие виды широкие матросские штаны и рубаху из простого полотна.
Андеселф успешно справлялся с новой ролью и стал настоящим морским волком. Его уважали в портах, с ним подписывали контракты на выгодный фрахт, его счет в банке неуклонно рос. Но, вот, незадача, Андеселф не мог самостоятельно прокладывать новый курс. Он вёл своё судно только в те порты и из тех портов, в которых бывал с прежним шкипером. И еще одна неприятность - разное бывает под штормовым небом - могут отказать навигационные приборы, может случиться пробоина в трюме, может до смерти напиться механик, а моторы заглохнуть. А может испортиться в пути ценный груз. От адвокатской казуистики у Андеселфа замыкало мозги. Он был парень смекалистый, но выходов из всех ситуаций не знал. Когда такое случалось, Андеселф накачивался ромом у себя в каюте или прямо в рубке.
Но какой бы ужас его не охватывал, как бы ни был он пьян, качаясь и рыча, он находил дорогу к тесному кубрику в машинном отделении, где бывший капитан мирно дремал под рокот моторов.
Приходя в себя, Андеселф с удивлением находил новый курс рассчитанным, контракты исправленными, а команду - занятой делом. Как-то всё устраивалось само собой, и Андеселф забывал пережитый страх и унижение до следующего раза.
Команда его боготворила, и он принимал знаки уважения, как должное. Он поверил в своё особое везение, но в глубине души понимал, что дело не только в нём. Андеселф знал, что такое везение. Он не раз выводил судно твёрдой рукой из шторма, спасал команду от неминуемой гибели. И каждый раз - благодаря незыблемой вере в победу и напряжению всех сил - своих и команды. Риск - благородное дело, когда ты знаешь, что делаешь. Но когда ты всё испробовал, и ничего не помогло, когда ты вообще не понимаешь, что происходит, тебя охватывает паника, неуверенность и страх. Остаться при этом в живых - чудо. Андеселф был настоящим моряком - он верил в чудеса и был суеверным. Но про это чудо он знал, что оно - дело чьих-то рук.
Всякое бывало, и Андеселф стал замечать, что, когда им одолевает злоба или уныние, жадность или похоть, никаких чудес не случается. А когда он теряет контроль над собой от крепкого ямайского рома или от ужаса, или от того и другого вместе, всё меняется к лучшему.
Что бы это могло быть, - думал Андеселф в минуты покоя, и не находил ответа. А старый шкипер бродил по кораблю и улыбался, наблюдая сытых, довольных матросов и уверенного в себе, просоленного в штормах капитана…
Так и ходит до сих пор это судно по морям и океанам, управляемое двумя шкиперами,
одним - с капитанской рубки, другим - из машинного отделения.
Начальник - тот же бандит
Какая разница между начальником и бандитом, бандитом и партнёром по бизнесу, конкурентом и соседом?
Ровно никакой.
Начальник внезапно появляется в самый неподходящий момент у вас за спиной, так же, как и бандит в подъезде. Но слабО бандиту ограбить вас так, как это сделает ваш бизнес-партнёр. А ваш милый сосед легко станет наводчиком или стукнет куда следует из зависти или из чистого любопытства. «Если у вас нет жены, она не уйдёт к другому», и не унесёт в наволочке вашу дачу и квартиру в Москве. Эта реальность, данная нам в ощущениях и в тяжелых снах, порождает страх. Страхом натянуты жилы у всех, кому есть, что терять: кошелёк или жизнь - всё едино. Страх разрушает, лишает сил и создаёт, тем самым, невыгодную для нас разность потенциалов. Говоря по китайски, мы аккумулируем инь, а наш визави - ян. Мы немедленно должны принять меры по изменению полюсов. Найти у противника слабые стороны или поймать тремп на его энергетической волне так, чтобы он напоролся на то, за что боролся. Но обычно нашей ответной реакции опасаются, поэтому нападают неожиданно. Именно это нам день грядущий и готовит - неожиданные неприятности. Но неожиданное - удел младенцев и дураков, каковыми мы, вроде не являемся.
Так почему, всё-таки время от времени нам падает на голову кирпич? Кирпича не заказывали? А он явился.
Мы угнетаем наше сознание фокусировкой на деталях, стараемся всё распланировать и предугадать. Готовимся ли мы к поединку с опасным соперником, заключению контракта, к экзамену или к разговору с боссом, мы уподобляемся сороконожке Чжуан Цзы. Размышляя над тем, в каком порядке двигать ножками, она потеряла способность передвигаться. Вот, что бывает, если подменить естественную работу ума - схватывание умом - на пресловутую логику и анализ. В опасной ситуации вас не спасут навыки - их заблокирует страх. Может, вы и ударите, но не сильно. Может, вы и увернётесь от одного удара, но подставитесь под другой. Может, вам захочется убежать. Но куда вы убежите, если поле боя - жизнь? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Вы должны сознательно исключить препарирование ситуации. Препарировать можно только труп. Препарируя и анализируя, вы всегда копаетесь в прошлом. Ситуации быстро сменяются одна другой, и вы всегда реагируете на то, чего уже нет. Только вы сами можете распустить у себя над головой спасительный парашют под названием СХВАТЫВАНИЕ УМОМ.
Только схватывание умом или, иначе говоря, обнаженное осознавание даст вам страховой полис. Это специальный приз тому, кто отважится круто изменить свою жизнь к лучшему. Но это невыносимо тяжело для тех, кто привык препарировать своё сознание и жить, не живя, а разглядывая мёртвые пиксели на экране вместо живой картинки.
Только тот, кому по силам выставить за дверь собственное «Я» сможет наслаждаться настоящей жизнью. Это очень просто - видеть всё, как есть, и радоваться каждому мгновению.