В BMJ Public Health
опубликованы результаты исследования, участниками которого стали 26.820 человек. Поиски зависимости между продолжительностью сна, хронотипом, образом жизни и когнитивными функциями человека показали, что более продолжительный сон, склонность к раннему хронотипу, а также трезвый образ жизни связаны с более низкими оценками, полученными в тестах на когнитивные функции. Но не все так однозначно.
Исследования в области сна ведутся с 1925 года, а мы до сих пор не так много знаем о том, сколько и как правильно нужно спать для улучшения здоровья и качества жизни. И если с методами «правильного» засыпания, такими как выбор тихого место и заблаговременное приглушение света, мы разобрались, то вот относительно наиболее полезных временных промежутков велись и ведутся споры. Точно понятно одно: как короткая, так и слишком большая продолжительность сна влияют на наши когнитивные способности. Например, ряд работ единогласно
подтверждает, что серьезная депривация сна вызывает изменения в синаптической пластичности, нарушение обучения и памяти. Но все же как именно различные хронотипы сна - наши индивидуальные особенности суточных ритмов и персональный режим - связаны с нашим «когнитивным здоровьем», и стоит ли отдать предпочтение более продолжительному сну?
На эти вопросы попробовали ответить ученые из Имперского колледжа Лондона. Они провели так называемое перекрестное исследование, суть которого заключается в том, что каждый участник эксперимента одновременно представляет собой как контроль, так и исследуемую группу. В данном случае за изучаемые параметры взяты продолжительность сна, его качество и различные хронотипы, а определялось их общее влияние на когнитивные способности испытуемых. Помимо этого учитывались демографические особенности, образ жизни и разные сопутствующие факторы, которые также могли оказывать влияние на качество сна и полученные результаты.
Данные участников получены из биобанка Великобритании, организованного UK Medical Research Council и Wellcome Trust, что сделало участниками две значительные когорты (группы со схожими характеристиками). Когорта №1 включала 10.067 участника (средний возраст 71 год, 56% женщин), выполнивших все четыре когнитивных теста. Задания тестов оценивали способность к рассуждению, подборы пар, время реакции и перспективную память. В когорту №2 были отобраны 16.753 участника (средний возраст 72 года, 56% женщин), которые выполнили только два из предложенных когнитивных тестов - подбор пар и время реакции.
Подобные тесты выбраны неспроста, поскольку именно они хорошо себя зарекомендовали и чаще всего используются для оценки различных параметров познания, включая логику и рассуждение, зрительную память, скорость обработки и перспективную память. Вся информация о состоянии здоровья, а также переменные, связанные со сном, получены с помощью анкет самоотчета, а когнитивные тесты проводились в цифровом формате.
Для этого исследования продолжительность сна классифицировали как короткую (<7 часов), нормальную (7-9 часов) и длительную (>9 часов). Режимы сна определяли хронотипом человека и выделили 3 группы: утренних людей, вечерних, а также «более склонных» к утренней или вечерней активности. Качество сна оценивали по степени бессонницы или инсомнии, выделив две категории их развития: никогда/редко и иногда/обычно.
Что удалось выяснить на основе всех полученных данных и в результате проведенного регрессионного анализа? В когорте №1 нормальная продолжительность сна оказалась связана с более высоким общим когнитивным показателем. У склонных же к более продолжительному сну когнитивные показатели были значительно ниже. Подобные результаты зафиксированы и в когорте №2, хотя нормальная продолжительность сна не оказывала существенного влияния. У людей с промежуточным и вечерним хронотипами наблюдались наиболее высокие оценки когнитивных показателей в обеих когортах по сравнению с теми, кто относил себя к раннему хронотипу. Бессоница и инсомния значимой связи не продемонстрировали.
Интересные результаты получились по факторам здоровья и образу жизни. Так, у женщин отметили более низкие когнитивные показатели в сравнении с мужчинами. Возраст довольно ожидаемо обратно коррелировал с когнитивными способностями, участники с сахарным диабетом, стенокардией и повышенным АД также показали более низкие когнитивные оценки. Такие диагнозы, как рак, инфаркт и инсульт, а также индекс массы тела не коррелировали с когнитивными показателями.
А вот относительно вредных привычек, таких как употребление алкоголя и курение, результаты получились неоднозначными: участники, никогда не употреблявшие алкоголь или употреблявшие его время от времени, показали значительно более плохие когнитивные результаты по сравнению с ежедневными и почти ежедневными потребителями, что противоречит
ранним исследованиям, которые, напротив, связывали употребление алкоголя с когнитивными нарушениями. Лучшие результаты показали и бывшие курильщики в сравнении с некурящими и с теми, кто курит регулярно.
Но спешить с выводами не стоит: авторы отметили, что связь между когнитивными функциями и зависимостями непростая и может различаться в разных возрастных группах и моделях потребления. Более того, не стоит забывать о ряде ограничений, ведь данные сообщались самими участниками, а дизайн работы не дает возможность выстроить точные причинно-следственные связи. Так что в будущем ожидается проведение новых продолжительных исследований с более разнообразными группами населения и более объективными оценками сна, что позволит создать прочную основу для индивидуальных мер в борьбе со снижением когнитивных показателей.
Текст: Анастасия Буглинина
Ссылка на источник