публичная лекция доктора исторических наук, главного научного сотрудника института истории, археологии и этнографии дальневосточного отделения академии наук, читанная в музее истории дальнего востока имени в.к.арсеньева в марте 2019 г.
увы, кина не будет, тк жж улучшил правила по количеству знаков, или
(00:00:00) (Начало записи)
Мужчина: Удэгейцы и нанайцы. На протяжении, можно сказать, последних 300 лет они живут рядышком, в одном месте, особенно это касается бикинских удэгейцев и бикинских нанайцев. Когда-то в прошлом бикинские нанайцы, они жили по реке Сунгари, вот здесь они обитали, вот в этих районах. А затем, после того как образовалось Маньчжурское государство в 1618 году, и это так называемое восьмизнаменное государство, это знамя, каждое знамя имело свой цвет, условно так сказать, 18 полков. И каждый полк имел свое знамя, как и у нас, но это не только были воины, это была определённая территория, закреплённая за каждым этим знамением, и с этой территории, это войска питались, как говорится, воинами. И вот поэтому, как только образовалось это государство в 1618 году, и первый император этого государства Нурхаци, он стал осваивать эти территории вплоть до низовьев Амура и угонять коренное население на территорию Маньчжурии, расселять там, ну и так далее.
И поэтому сунгарийские нанайцы, они сразу побежали, было, на Уссури, и здесь замкнулись, в низовьях Бикина обитали, и получили, они ещё в древности своё поимели название тели. Они как раз вот здесь где-то должно протекать река Бикин. И вот, что такое тели? Тели - это слово, тунгусское слово, обозначает сушёная рыба, юкала. И вот в старых источниках отмечается, что при появлении этих деревень летом оттуда был слышен очень сильный запах сушёной рыбы, сушёной рыбы тели. И всё население, которое жило вот в таких пунктах населённых, обозвали тели, то есть рыбные люди. И этот термин тели, он сохранился только у удэгейцев, и больше ни у кого. Именно у бикинских удэгейцев этот термин существует.
А вообще-то вся история и культура удэгейцев, она тесным образом связана с историей и культурой первых государственных объединений, которые были на территории Южной Кореи, Южного Приморья и до Самарги примерно. Где-то вот в этом месте должна проходить река Самарга. Так вот, первое государственное объединение, которое существовало в незапамятные времена, это был Бохай. Бохайское государство образовалось в 689 году и закончило своё существование в 926 году. Так вот, что это, в какие народы входили в состав этого Бохайского государства? Прежде всего, вот на этой территории, это Северо… Владивосток… где-то на этой территории, жили еще в первые века нашей эры, жили племена, так называемые, воцзи, вэцзи или вэчжи, если перевести это слово с тунгусо-маньчжурского языка, на русский язык, то это будет обозначать территория, покрытая лесом.
А люди, которые живут на этой территории, воцзи, они называются лесные люди, удэгейцы. То есть, лесные люди, это уже потом, во времена Владимира Клавдиевича Арсеньева, когда он писал свою книжку об удэгейцах, он назвал их лесные люди-удэгейцы. Так вот, этот термин вэцзи-воцзи, он прослеживается буквально с III века нашей эры. Именно вот на этой территории, эта территория занималась племенами воцзи. И в составе этих воцзи с III века известен еще один термин уцзи или удзи. Так вот, термин уцзи, он также при переводе с тунгусо-манчжурского языка на русский обозначает территория, покрытая лесом. Воцзи - это были племена корейские. Уцзи и удзи, они тоже могли быть наполовину с корейцами. То есть это практически было одно и то же племя, воцзи-удзи. И что самое интересное, связь вот этих терминов уцзи и воцзи, она прослеживается, можно сказать, вплоть до настоящего времени. В культуре, в языке корейцев существует термин уцзи, которым современные корейцы называют нынешних удэгейцев уцзи. И в этот термин включают понимание, что лесные люди. Вы понимаете, что получается, с III века вот этот термин, можно сказать, дошел до нас.
Но дело в том, что со временем эта терминология так же, как и люди, меняется. Вы знаете, что любой народ, когда происходит какие-то контакты - экономические, культурные, военные, любые, всегда остается у того или другого народа какие-то изменения. Изменения в языке, изменения в хозяйственной деятельности, изменения в одежде и так далее. Вот то же самое, можно сказать, и происходило и с этими племенами воцзи корейского происхождения и уцзи.
И что еще интересно, в состав вот этого Бохайского государства, основу этого государства составили племена уже. И эти племена уже, они базировались на реке Уже. Эта река в IX веке существовала на территории Маньчжурии. И вот все население, которое жило на этой реке, получило этноним уже. И во времена Бохайского государства стали эти племена расселяться по всему Бохаю и занимать территорию вплоть до Татарского пролива. Вот это вся территория Приморского края и часть Северной Кореи занимали племена уже. И вот что самое интересное, племя уже, они тоже самые, при переводе с тунгусо-маньчжурских языков на русский, имеют значение территория, покрытая лесом. А люди, эти уже, это лесные люди.
Понимаете, как интересно получается, что можно сказать, что один и тот же воцзи, уцзи, уже, он прослеживается вплоть до десятого века нашей эры. На протяжении почти тысячелетия вот эти племена были известны как уже. А дело в том, что Бохайское государство, оно не было таким замкнутым и как бы существовало само собой. Оно было в окружении других племен. И в Х веке, где-то в 926 году Бохайское государство было разгромлено, разбито киданями. Кидание - это монголоязычные племена, которые в 926 году уничтожили Бохай напрочь. А местное население, в состав которого входили племена уже, и занимало вот эту всю территорию, оно-то ведь никуда не делось. Это исчезло только государство, а население-то осталось на месте.
И после разгрома Бохай образовалось два таких государственных объединения. Это Дондань, вот здесь, это на юге нашего Приморья, вот здесь вот Владивосток где-то. А эта Дундань, она охватывает вот где-то Хасанский район, оно образовалась в 929 году. А через девять лет, опять же, при помощи этих племен уже, воцзи и других образовалось другое государственное объединение Динъань, вот здесь. Оно заходило и на территории Северной Кореи, и граничило вот с этими Дундань. Но самое интересное в том, что во главе вот этого Дунъаня был во главе руководителей род У, это тунгусский род У. А во главе этого У рода был предводитель под названием тоже У. И вот этот У из племен уже, он объединяет Дундань и Динъань в одном государстве, называет его Поздний Бохай. И этот Поздний Бохай, он просуществовал до где-то 938-го и туда, лет, но в скорости это государство полностью, в 926 году, кажется, я не помню, в силу вошли кидани, и они полностью покорили этих бохайцев и учредили свою власть. Однако вот эти местные племена уже, они не подчинились киданям и стали уходить на север. И вот в материалах Золотой Империи рассказывается, что в Чжурчжэни, в состав чжурчженьских племен входило 72 племени. И вот эти 70 племен разделялись на: покорных чжурчжэней, затем непокорных чжурчжэней и среднюю часть - мирные чжурчжэни. Мирные чжурчжэни были своеобразным бумерангом между китайскими властями, китайским двором королевским и покорными, и непокорными чжурчжэнями.
То есть они занимались просто-напросто торговлей. Но если покорные чжурчжэни, они входили в состав войск китайских и так далее, то непокорная часть, она ушла в лесовье Амура и повела борьбу против государственных объединений Ляо. В 1115 году, откололась от империи Ляо киданьской, откололась Золотая Империя, которая образовалась в 1115 году и просуществовала вплоть до 1234 года. Это около 120 лет. И даже в эту Золотую Империю вот эти племена уже непокорные, они не вошли, они не терпели над собой никакой власти и постоянно вели войны. Если раньше они вели войны с киданями, то теперь стали вести войны с государством Ай-Синь-Гурунь, это Золотая Империя.
И помните, я вам говорил о родстве какого-то племена уже, уцзи и корейцы. Корейцев со времен удэгейцев называли именем уцзи. И здесь, когда образовалась Золотая Империя в 1115 году, то перед этим из Северной Кореи на территорию Ваньянь, это племена царского рода, которые возглавили государство Золотая Империя. И вот отсюда бежали сюда один монах. Женился там на чжурчженьской женщине, так вот этот монах был прадедом первого императора Золотой Империи Агуда. То есть корейский монах поселился среди Чжурчжэней и стал одним из первых родственников королевского двора Ваньянь. Вот это уже говорит о том, что и современные удэгейцы, и бывшие удзи, они имели какие-то кровные связи с корейцами.
И я думаю, что в будущем вот эта проблема возможно будет разрешена. Для этого нужно только организовать экспедицию в районы Северной Кореи, в районы Бикина, Хора и Имана. И брать образцы крови, и по крови определять, как говорится, родство. Брать кровь среди самаргинских удэгейцев бесполезно, потому что самаргинские удэгейцы в отличие от иманских удэгейцев, тут бикинские, а тут самаргинские. Так вот, состав самаргинских удэгейцев состоит из эвенков. И, возможно, в состав самаргинцев и вошел нанайский род самаров. Почему и самарга. И об этом, кстати, очень скупо имеются материалы в работе Ольги Мальцевой. Монография называется «Горинские нанайцы», где-то вторая половина XIX, начало XX века. Вот как раз о родстве рода самар из нанайцев и самаргинских удэгейцев говорится в этой книге.
А теперь вернемся к Золотой империи, потому что в состав Золотой империи также входили, как и в состав Бохая, чжурчженьское население. Это мирные, одни мирные, другие покорные и непокорные. В составе чаще всего не мирных чжурчженей, опять-таки были племена уже, которые в X-XI веке получили несколько иное название, то есть удигай, потом тели, это я вам говорил тели, это нанайцы, потом племена удигай и удиха. Вот, кстати, и удигай, и удиха и удэха - это все тоже одно и то же понятие, это территория, покрытая лесом. И даже современный этноним удэгейцев, удэ - это то же самое, территория, покрытая лесом, а жители - лесные люди, вот так.
Далее, я вам уже рассказывал про это, так вот, этимология вот этих названий, удаха, удига, вот. Что понимается под этими названиями? Во-первых, ученые, китайские ученые, корейские и наши, по терминам удиха, удигай подразумевали не только людей, живущих на территории, покрытой лесом, но и так называли дикие племена, еще этот термин существовал, дикари, удэха - это дикари, удига - тоже дикари. Но так называли местные племена китайцы, называли корейцы, маньчжуры, более позже, в период XVI века. А что же сами, допустим, аборигены подразумевали под этим словом удиха, удига? Так вот, в языке курминских эвенков существует такой термин, удигэ - это человек в нарядной одежде. А глагол уди в языке тунгусо-маньчжуров и ороков Сахалина, это имеет значение расшивать, наносить узоры на одежду. А в языке тунгусских эвенков термин удига - это человек в нарядной одежде.
А что же по этому поводу писали, допустим, дореволюционные исследователи? Ну, допустим, Сергей Николаевич Браиловский в 1901 году, когда изучал удэгейцев, и он, кстати, первый из всех отечественных исследователей, указал, что у удэгейцев самоназвание удиха, первым. До него этого никто не делал.
А уже после него и Арсеньев, и другие стали уже этот термин употреблять в своих книжках, которыми и обозначали удэгейцев. Так вот он писал в то время, что удэгейцы и мужчины, и женщины любят носить нарядную одежду, расшитую различными узорами, вышивками и так далее. И что вот эта нарядная одежда, она, можно сказать, сводила с ума европейцев, которые видели человека в такой одежде, то сразу же как будто попадал в сказку какую-то и так далее. Ну, к сожалению, тут я вам показать ничего не могу, а вот в том зале есть такая и нарядная одежда, и нарядная обувь и так далее.
Вот об этой же нарядной одежде писал и другой отечественный исследователь Иван Лопатин. Он точно так же, как и Браиловский, восхищался теми узорами, которые были нанесены на одежду удэгейцев, нанайцев, орочей и так далее. И отмечал, что при необходимости вот эти местные племена могли бы даже зарабатывать на своем искусстве. То есть, к сожалению, эти пророческие слова, они трудно доходят до местных органов власти. По-хорошему бы нашим губернаторам можно было бы организовать музей под открытым небом краевого значения, где бы коренные жители имели бы и работу, и получали бы хорошие средства, денежные средства, а мы бы наблюдали за их культурой.
Далее. Куда же подевались вот эти удиха средневековые? Я вам говорил, что удигай, удиха, которые были зафиксированы в X-XI веках, так вот, они практически дожили, эти термины, до наших дней. Вот термин удиха, он фигурирует даже на стеле Тырского утеса. Это в 1490-е годы маньчжурский военачальник Ишиха, он проводил военный поход по истоку Амура, и в районе Тырского утеса, наверху, Тырский утес - это многометровая, где-то метров 20 отвесная скала, и на скале он построил кумирню, в которой бы люди молились, но туда с этим, с Буддой, буддийского направления. И три стелы были, стелы были на китайском языке, на чжурчженьском языке, на одной стеле было отмечено вот это имя, удиха. Затем это имя прослеживается в материалах уже XIX столетия, в работах Сей Вада, это японский исследователь, который проводил исследования местных племен по побережью моря, он отвечал, что все побережья японского моря занимают племена коэркань-удаха.
Затем этот термин как-то исчезает из зрения, и вместо удихай и удэха появляется термин цякала, цякара, цикара. То есть, что это могло обозначать? И опять же, эти цякалы, все они относились к племенам уже и удиха. Наши исследователи расшифровали вот это цякала, это штук 15 где-то наименований на эту вот тему. И вот Елена Павловна Лебедева, она слово цякалы разделила на две части, ця и кала. Слово кала, она сделала предположение, что кала - это тунгусо-маньчжурское слово, хала, род, а ця - это название имени, то есть племени, фамилия Кя. И получается Кя, хала, род, удэгейского рода Кья, и этот удэгейский род Кья, он в настоящее время обитает только на реке Иман.
И, кстати, вот здесь Лебедева, отмечая слово хала, род, навела меня еще давно на мысль такую, у удэгейцев слово род обозначает буква сэ, род, фамилия. У корейцев род, фамилия тоже звучит как сэ, а у всех тунгусо-маньчжуров, других - хала, как вы думаете, есть связь удэгейского рода сэ с с корейской фамилией тоже род, термин обозначает тоже сэ. Естественно, прямая связь. В то время, когда у тех же нанайцев, бикинских, они рядышком живут, тут живет в одном доме нанаец, в следующем доме удэгеец, а один род обозначает хала, а другой сэ. То есть разница есть, хотя они и говорят на одном языке, и одежду одну и ту же носят, но, тем не менее, в языке сохраняются вот эти этнические нюансы, которые отличают одного человека одной национальности от другой.
Ну и немножко я остановлюсь еще вот на чем, а какой же след, собственно говоря, оставили удэгейцы после того, как образовалось Маньчжурское государство в 1618 году. Так вот, когда маньчжуры пошли на Приморский край с целью, они не собирались завоевывать этот край, так же, как и в низовья Амура они ходили, они не с целью завоевания, они с целью шли только за населением, угон населения на свою территорию.
И в 1644 году, как вы знаете, вот это маньчжурское государство, которое получило годы правления Цин, Цинское государство, оно завоевывает полностью Китай. Вот эта горстка маньчжуров, можно сказать, завоевывает такую огромную страну Китай. И это Цинское, его потом стали называть Цинский Китай, и просуществовало это Цинское правительство, маньчжурское, до 1912 года. В 1912 году это Цинское правительство упало.
А удэгейцы под напором этих маньчжур еще в XVII-XVIII веке, они уходили все вглубь лесов и поднялись в низовье Амура и вышли даже на территорию реки Амгунь. И вот там, в низовьях Амура, среди Ульчей появился род Уде Пильдунча. Это ульчский род, который связывал свое происхождение с удэгейцами, а Пильдунча, по реке, то есть жители реки Пильдун. Далее, этот удэгейский род, продвигаясь от села Богородского, потому что там ульчи основные, в районе села Богородского, вышли на Амгунь, и среди нанайцев образовался тоже удэгейский род Удинка. Далее, этот удэгейский род, который тоже сравнивал себя с удэгейцами.
И еще, на чем я хочу заострить ваше внимание, надо было, конечно, это чуть-чуть пораньше сделать, по связи вот этого, помните, я вам говорил, что в условиях Позднего Бохая был предводитель У, один из первых людей в государстве. Так вот, от этого У пошел, можно сказать, удэгейский род удига. Дело в том, что в тунгусо-маньчжурских языках существует какой-то суффикс дига, при помощи которого образуются имена знатных людей. И вот У плюс дига, получается Удига. И поэтому, вот этот, как говорится, род Удига, можно связывать с тем предводителем царских родов, который существовал вплоть до 939 года на территории Приморского края.
И вот этот род У, он практически дожил до наших дней. Буквально несколько лет тому назад в селе Богородском умер Николай У, резчик по дереву. И в настоящее время там осталось человека два или три, которые еще носят, это в селе Богородском, которые носят фамилию У. Юрий Александрович Сем, этнограф, считает, что от этого У произошли Тазы, это Уладзи, Улайши и другие, а также и нанайский род Упсуленка. Но я не могу утверждать, что именно это так, но я вам просто высказал точку зрения одного из ведущих этнографов России. В настоящее время рода Удига уже нет, последний представитель этого рода, именно фамилии Удига, он в 1910 году, по сведениям Арсеньева, на реке Пхусуне умер последний представитель этого рода. Однако, этноним удига, удигэ, удэ он сохраняется. Такая история. Вопросы будут?
(00:41:00) (Конец записи)