Работы Маркса и Энгельса я люблю читать еще и в качестве исторического источника. Например, я совершенно не помнил, что Николай Первый покончил жизнь самоубийством. А Энгельс несколько раз уверенно говорит, что «принял яд». Заглянул в википедию: в самом деле, пишут, что официально причиной смерти объявлено воспаление легких, но многие говорят о самоубийстве. Соответственно, официальная причина смерти Павла (46 лет) - апоплексический удар, неофициальная - убийство (шарф и табакерка); Александра Первого (47 лет) - официально, по болезни, неофициально - отравление; Николай Первый (58 лет) - воспаление легких или самоубийство; Александр Второй (62 года) - убийство; Александр Третий (49 лет) - нефрит или алкоголизм (хотя одно другому и не противоречит); Николай Второй (50 лет) - убийство.
История Российской империи во второй половине 19 века была для меня мутным пятном: декабристы разбудили Герцена, он (Чернышевского?), еще были нечаевцы, Лавров, Ткачев, народовольцы, а потом создается РСДРП, и вот тогда уже все понятно - «маленькая победоносная война», революция, контрреволюция, Первая мировая как режиссер, подготовивший все для Октябрьской революции, и так далее.
Маркс же предложил мне более связную картинку, где объективным общественным процессам уделяется больше внимания, чем личностям. Реформа 1861 года была проведена так, что оставила недовольными совершенно всех. Понятно, почему были недовольны крестьяне: дали мало земли, и та была самой плохой, лучшая ушла помещикам; лишили возможностей пользоваться общественными ресурсами (например, лесом для нужд строительства - теперь это тоже только с разрешения помещика); еще и огромные долги с процентами повесили. Переводя на современный язык, это, видимо, как если бы 90% населения страны урезали зарплату вдвое или больше, а при этом навязали ипотечный кредит лет на 30 за квартиры, в которых они жить даже не будут. Неудивительно, что после такого «освобождения» были даже крестьянские бунты (хотя мне встречались собеседники, которые говорили, что крестьяне бунтовали из-за любви к помещикам, каких не хотели покидать, а вовсе не из-за условий освобождения). Дворяне при этом тоже остались недовольны (хотя именно их лояльность и хотели купить за счет крестьян): денег они получили много, но так как по определению не были капиталистами, распорядиться не сумели, большей частью промотали и остались беднее, чем были. Итого два класса традиционного общества, и оба недовольны императорской властью. Нарождается в то же время буржуазия, которая изначально имеет интересы иные, нежели у царей.
В итоге в 1870-е общественное мнение настроено так недоброжелательно, что император с советниками решаются на «маленькую победоносную войну» с Турцией. Эта интерпретация меня, собственно, и удивила, поскольку то ли я плохо учил историю того периода в школе, то ли в учебнике эта версия и не описывалась, а оказывается, и до русско-японской войны такая попытка уже была, и примерно с теми же результатами. В том смысле, что война, конечно, у турок была выиграна, но страну постиг финансовый крах (Маркс и Энгельс говорят даже о «банкротстве»). А при этом удержать территориальные приобретения объективно было невозможно (вся Европа против), ограничились ничтожными результатами (в сравнении с потерями - людскими и финансовыми), и в итоге разгоряченное общественное мнение градус недовольства только повысило: «дипломатические поражения», «за что кровь проливали» и другое понятное разочарованное и трагическое.
В этом контексте стало более понятным, отчего и Александр Третий впоследствии никаких войн не вел.
О том, что Энгельс за 30 лет до Первой мировой войны предсказал и ее саму, и ее ход, и результаты, все, конечно, и так знают. Но я пару фрагментов в качестве постскриптума все-таки размещу, вдруг для кого-то все же новостью будет, как для меня версия о самоубийстве Николая Первого.
«Милитаризм господствует над Европой и пожирает ее. Но этот милитаризм таит в себе зародыш собственной гибели. Соперничество между отдельными странами принуждает их, с одной стороны, с каждым годом затрачивать все больше денег на армию, флот, пушки и тд, следовательно, - все более приближать финансовую катастрофу; с другой стороны, оно заставляет их все более и более всерьез применять всеобщую воинскую повинность и тем самым обучать в конце концов весь народ умению владеть оружием, так что народ становится способным в известный момент осуществить свою волю вопреки командующему военному начальству. И этот момент наступит, как только народная масса - деревенские и городские рабочие, а также крестьяне - будут иметь свою волю. На этой ступени войско монарха превращается в народное войско, машина отказывается служить, и милитаризм погибает в силу диалектики своего развития». Это для меня рассказ о том, почему произошла и завершилась успехом Октябрьская революция - миллионы крестьян и рабочих были обучены для войны и сказали свое антивоенное слово, как только получили такую возможность.
Ну, а второй фрагмент собственно о Первой мировой: «Для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, - сжатое на протяжение трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, - крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится, и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса».