Когда в разговорах я утверждаю, что «каждый человек - цель», мои собеседники часто сосредотачиваются на разности и противоречиях между людьми. Это, конечно, тоже неплохо, но считаю, еще лучше, когда сопровождается осознанием общности: у людей одинаковые желания, если считать, что все мы - проводники (реализаторы, формы) «желаний» материи. Мы все хотим одного и того же - того, чего «хочет» материя. Даже когда речь идет о «маленьком противоречии по земельному вопросу - кто кого в землю закопает», мы понимаем, что желание одинаковое - чтобы кто-то был закопан в землю. То есть материя «хочет», чтобы один из этих людей был закопан в землю, и они именно это общее желание реализуют. В каждой войне, соответственно, то же самое: материя «хочет», чтобы тысячи и миллионы людей были закопаны в землю, и вот, солдаты, военачальники, тыловая обслуга это «желание» реализуют.
С одной стороны, это, конечно, дает «индульгенцию» на любую войну, убийство, мучение - если такое отпущение кому-то нужно. С другой же стороны, оно, возможно, показывает, что выход там же, где вход: если наши желания общие, так из-за чего ссориться? Мы же, казалось бы, привыкли, что если желания общие, то нас это сплачивает, а не разъединяет? И что с того, что по форме желание не одинаковое, а разное (А хочет закопать Б, Б желает убить А), если мы понимаем (и, кажется, верно понимаем), что в реальности стремление у обоих одно и то же, движутся они одним и тем же указанием материи? Всего лишь разумно понять, какое именно «стремление материи» так проявляется. Конечно, если дело будет именно в ликвидации одного из людей, то так оно и произойдет, то ли методом жертвоприношения, то ли самопожертвования, то ли схваткой-войной, как они и собирались. Но что, если нет, если не к обязательной смерти это стремление?
В этом случае представлю, что, как некоторые говорят, одно уравновешивает другое, и «желая» получить третье, материя взаимно уничтожает две крайности. Соответственно, дело двух агрессивных убийц заключается в том, чтобы они убили друг друга, вместо них появился кто-то (что-то) третий. Дело двух людей, любящих торговаться, сводится к тому, чтобы взаимно обесценивать свои требования и сойтись на чем-то среднем. А вместе с этим у них у всех сразу есть некое общее основание. В случае с торговлей это желание обмена и желание общения (те, кто любят процесс торговли, именно в общении заинтересованы). В случае с убийством можно будет углубиться значительнее, задуматься о желаниях уважения, соответствия собственным когда-то усвоенным правилам, принятия коллективом, получения ресурсов, опять же, и тому подобного. То есть это вновь выводит на соображения сотрудничества - если они в состоянии не подавлять друг друга (выступая в роли крайностей), а взаимно помогать, то и в убийстве необходимости не будет.
Если считать, что это хотя бы отчасти верно, тогда моя позиция скепсиса становится вновь выигрышной. Будучи скептиком, я всегда в некой надежной точке опоры, не впадая ни в одну из крайностей, а значит, не нуждаюсь в том, чтобы быть кем-либо уравновешиваемым другим экстремумом. Одновременно я всё могу принять, поскольку сознаю, что каким бы чудачеством, эксцентричностью, грубостью или мерзостью ни казалось мне что-то - это в любом случае движение материи и ее «желание». Я ни к чему не стремлюсь слишком сильно - все именно так, как и должно быть, и как оно будет. Я заметил это на таком мелком примере, как очередь в кассу супермаркета. Если раньше из-за этого мне случалось нервничать, то сейчас я вспоминаю, что любая медлительность кассира или покупателя передо мной - такое же «желание» материи, как и любое мое. И как бы странно это ни прозвучало для меня еще пару лет назад, сейчас это оказывает успокаивающее и благожелающее действие.
Если так рассуждать, то, конечно, сейчас много крайних позиций, взаимно уничтожающихся и не желающих помогать друг другу, соответственно, и войны у нас по-прежнему не только реалистичный, но и реализующийся сценарий. Однако меня не отпускает ощущение, что при условии организации общества (мирового) по принципу разумного сотрудничества и взаимоподдержки (а не разумной конкуренции и подавления, как сейчас), уже и в наши дни возможна «высшая стадия коммунизма», где каждый может отдавать по способности, а брать по потребности. Не говоря о ближайшем (30-100 лет) будущем.
В одном из писем Маркс помещал эту высшую стадию коммунизма на дистанцию «через пару сотен лет». Если считать, что это было не «просто так», а обыденно проявившееся пророчество, то, следовательно, на 2060-2080-е это уже и падает. Некоторые из нас могут дожить.