Таких примеров - множество. Но каждый из них - уникален!
И в кино, и в литературных произведениях - прозаических или стихотворных - можно найти огромное количество историй, рассказанных от первого лица. Когда и автор, и рассказчик, и главный герой - это один и тот же человек. Когда чуть ли не каждая фраза повествования постоянно отталкивается от местоимения «я».
Часто они автобиографичны. Основаны на реальных событиях, случившихся в жизни определённого человека, одной или нескольких семей, а может быть - и целого народа. Да, часто - но не всегда.
Бывает и так, что автор, намеренно превративший себя в героя, на самом деле говорит вовсе не о себе. И свои сюжеты он тоже придумывает - полностью, от начала и до конца. А такой способ - вовлечь самого себя в действие - помогает ему выдать вымысел за правду. Сделать так, чтобы читатели или зрители легко поверили, что всё, о чём он говорит, действительно было. Или же - перемешать настоящее с вымышленным настолько, что никто никогда не догадается, где же подлинное, а где придуманное. Чтобы, даже рассказав о самом главном, личном и сокровенном, не раскрыться до конца. Мысли - донести, а в этом - запутать, оставив неразрешённые вопросы. Это - его приём. Хитрость. Уловка. В этом - пожалуй, главная загадка такого произведения.
Моноспектакль Максима Аверина «Всё начинается с любви» - это ещё одна история, рассказанная от первого лица. История, которой тоже необходимы подобные загадки! И они появляются - с самого начала.
А ведь для того чтобы начать такой спектакль, артисту достаточно просто выйти на сцену, просто подойти к микрофону, просто поздороваться со зрителями. Ну, правда: уж в этот момент, казалось бы, он не должен играть никаких ролей: время для того ещё найдётся - его ролями станут стихи, которые он прочитает в течение вечера - а пока он может оставаться самим собой.
Максим и остаётся. Но остаётся, играя. Уже - играя. Сразу! Да, очень трудно объяснить, но можно почувствовать, как находясь на сцене, Максим одновременно продолжает быть, собственно, артистом Авериным и в тот же момент он словно оказывается придуманным персонажем спектакля! Знакомым, но таинственным. Эти два состояния - «быть собой» и «играть роль» в нём переплетаются, соединяются, становятся неразрывными. Границы между ними стёрты! Естественность сопровождается художественностью и образностью с самых первых секунд.
Вот почему появление артиста из-за кулис - в белой шляпе и длинном белом пальто - оформлено как возвращение его персонажа с дальней дороги (даже слышатся звуки приходящего поезда). Вот почему он не просто выходит на сцену, а как будто оказывается в старой, видимо, надолго заброшенной комнате - едва освещённой, полупустой, вызывающей добрую улыбку своей причудливой, старомодной мебелью и предметами быта начала прошлого века. И традиционное вступительное обращение артиста к залу - как его художественная часть (песня «Так, как хочется», стихотворение «Жизнь моя - кинематограф» с предварительным рассказом о любимом фильме «Мужчина и женщина»), так и непосредственное приветствие с рукопожатиями - оставлено на потом. Сперва его герой долго осматривается, осваивается, совершает действия, которые когда-то были в этом доме для него привычными (зажигает свечу, включает радио) - в общем, заново вживается в подзабытую обстановку.
И впоследствии отступлений от такой манеры игры не будет. Вообще в этот вечер, 30 апреля, практически не будет никаких отступлений. Каждый номер, каждое музыкальное или звуковое сопровождение к нему, каждый предмет реквизита, каждое слово, произнесённое артистом во время разговора со зрителями - всё работает на то, чтобы сохранить единство и целостность спектакля. Изначально выбранный и заданный стиль, - в котором, как всегда, есть место импровизации и страсти, но в этот раз даже несколько более, чем обычно собранный и выдержанный, тонкий и элегантный - артист сохранит до конца.
Наверное, это можно связать с тем, что моноспектакль впервые проходит на сцене театра «Ленком». На легендарной сцене! И для не совсем обычной публики. Здесь, в огромном зале, очень много новых зрителей, - которых артисту предстоит «обратить в свою творческую веру». Но много и постоянных - а их тоже надо удивить. Много близких Максиму людей. Немало и людей известных. Среди гостей - фотограф Екатерина Рождественская, ведущие программы «На ночь глядя» Борис Берман и Ильдар Жандарёв, друзья и коллеги Максима Аверина по театру Владимир Большов и Агриппина Стеклова. Именно для неё в начале вечера будет исполнена песня Вертинского «За кулисами» - так трогательно, искренне и тепло, что душевность номера возрастёт в несколько раз. Именно ей в конце песни будет подарена первая белая роза - некоторые другие зрительницы получат от артиста в подарок цветы позже, под звучание песни «Счастье рядом». А «За кулисами» превратится в номер-сюрприз, который, скорее всего, возможно было исполнить только единожды, поэтому немного грустно, что больше в таком варианте - то есть с обращением к единственной слушательнице - этой песни, наверное, уже не будет…
И всё вместе это, безусловно, для артиста радостно и празднично, но одновременно - волнительно, сложно, ответственно. Но ведь волнителен, сложен и ответственен для Максима каждый спектакль! Не бывает простой публики - она всегда разношёрстна. В любом зале выступать ответственно. И спектакль постоянно меняется, поэтому всякий раз он почти премьерный. Только каждый из них при этом - по-своему особенный. А 30 апреля особенности были, в том числе и такими - именно эта сцена, именно этот зал, а ещё - новое название и, конечно же, новые идеи, новые номера.
Кроме ставших постоянными стихотворений Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой» и «Концерта Сарасате», а также уже упомянутой песни «За кулисами», Максим прочитает стихотворение «Злые духи». После небольшого цикла из стихов Роберта Рождественского - «Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «Восемьдесят восемь» - исполнит песню «Где ты была?» из фильма «Будьте моим мужем» - грустную, задумчивую, нежную, продолжающую настроение прозвучавших до неё стихов. В самом конце, перед читаемым, по традиции, последним стихотворением «Баллада о прокуренном вагоне» споёт «Спектакль окончен» из репертуара Алисы Фрейндлих, возвращающую зрителей к созданному ещё в самом начале ощущению лёгкой сказочности и оттеняющую тем самым печаль по поводу приближающегося расставания с вечером.
И ещё важно то, что 30 апреля одна черта, характерная для всех моноспектаклей Максима Аверина, проявилась особенно ярко. Спектакль полон благодарности по отношению к людям ушедшим, но подарившим нам своё творчество - поэтам, артистам. Об этом говорится напрямую, в рассказах предшествующих исполнению стихов или песен - как о Людмиле Гурченко. Но даже когда таких рассказов нет, всё равно это ощущается постоянно: даже просто в самом объявлении имён поэтов перед чтением стихов, объявлении воодушевлённом и торжественном - Высоцкий! Маяковский! Самойлов! Пастернак! И каждое стихотворение, каждая песня - давно вошедшие в программу и хорошо знакомые нам, блистательно прочитанные Максимом - звучат не только для зрителей, но и в память о своих авторах или первых исполнителях. Кульминацией в этом плане станет песня «Где же вы, небом забытые», посвящённая ушедшим артистам. Спетая Максимом под фоном идущие кадры из фильмов всеми любимых актёров и актрис, она зазвучит по-новому - более глубоко, остро, сильно.
Глубоким и сильным получился весь спектакль. Чувственным, вдохновляющим, заражающим энергией Максима, дающим силы и желание жить и творить! И невероятно красивым!
И ещё. Когда-то критик Светлана Овчинникова назвала театр «Сатирикон» театром поэтическим «не потому, что там рифмуют слова, а потому что рифмуют с залом души». На моноспектакле Максима Аверина, артиста этого театра - на моноспектакле, составленном из стихов, - тоже рифмуются души и сердца тех людей, которые его слушают и слышат.
Поэтому мы и приходим. Поэтому - гордимся им, верим ему, ждём новых побед! И очень радуемся тому, что можем артиста вот так «тихонько… любить».