Моноспектакль Максима Аверина "Искренне, без купюр" 25.12.11

Jan 13, 2012 13:27


«В этом спектакле я читаю те стихи и пою те песни, которые определяют меня как артиста, как человека, как гражданина… И я надеюсь, что они тоже найдут отклик в ваших сердцах, - говорил Максим Аверин на моноспектакле 25 декабря. - А тем, кто сегодня не пришёл, вы о них расскажите».

Рассказываю.


Хочу поздравить Максима и всех нас, его зрителей - родился спектакль! Новый. Другой. Да, помимо не исполняемых ранее, там были и знакомые номера - с изменениями и без -  последовательность которых тоже примерно сохранилась. Но всё равно: то, что мы увидели 25 декабря - это не просто обновлённая версия творческого вечера. Это - самый настоящий спектакль!

Это спектакль, в котором есть свой сюжет, своя история, свои главные мотивы. Он рассказывает об Артисте: об актёрской профессии в целом и о жизни одного артиста - того, который находится в этот момент перед нами на сцене - в частности. Рассказывает иногда прямым текстом, но чаще - с помощью стихов и песен: а что ещё может так же точно, глубоко и ярко отразить душу артиста, передать его чувства и переживания,  как ни поэзия и музыка? А ещё он, как и любой другой спектакль,  рассказывает о самом важном в жизни каждого человека: о любви, о теплоте, об отношении к близким людям.

Это спектакль, в котором есть своя драматургия, своя композиция. Он разделён на сцены с хорошо продуманными переходами между ними. В каждой сцене собран тематически близкий материал. Развитие при этом может быть сквозным - номера перетекают один в другой -  или последовательным.

Это спектакль, в котором один актёр играет несказанно много ролей. Ведь каждое прочитанное стихотворение, каждая исполненная песня  - это роль! Но, несмотря на то, что Максим находится на сцене один, у него всё-таки есть партнёры. Людмила Гурченко, Александр Вертинский, Владимир Высоцкий в самом прямом смысле становятся участниками действия. Мы слышим их голоса или видим их на экране - и это не фон! Они тоже, по сути, играют роли.

И вообще - это спектакль, в котором нет мелочей: всё важно, всё находится на своём месте! Музыка, свет, костюмы, реквизит… Реквизит - это отдельная тема! Благодаря ему, а также уже упомянутым  соединениям между номерами (связками служат старые радиообъявления и песни), спектакль обрёл этакий ретро-окрас. Перед нами - телефон образца начала прошлого столетия, пластинки, потрескивающий патефон…  Всё это будто взято из бабушкиного сундука. Так интересно, необычно, красиво… Создаётся ощущение таинственности, романтики и даже лёгкой сказочности. А в канун Нового года такая обстановка кажется особенно волшебной.

Да, это волшебный, удивительный спектакль!

Неожиданный!.. Необыкновенный!.. Вдохновенный!.. Душевный!.. Тёплый!.. Грустный и смешной!..  И главное - очень-очень искренний!

Теперь, наконец, подробнее о самих номерах!

После песни «Так, как хочется», открывшей наш предновогодний бал, на экране появляются кадры… Нет, не из фильмов, в которых снимался Максим! А из фильма «Мужчина и женщина». Под всем известную  мелодию из прекрасного творения Клода Лелуша,  наблюдая за сценой встречи Анны Готье и Жана-Луи, Максим рассуждает о том, какая это замечательная вещь - кинематограф! Параллельно артист успевает шутить на тему, какую роль он бы сам мог сыграть в этом фильме.

Как плавно переходит эта речь в следующий номер - стихотворение «Жизнь моя кинематограф» Юрия Левитанского! Как всегда, это было очень эмоциональное прочтение с энергичным танцем между строфами.

А вот и первое появление Людмилы Гурченко  - отрывок из песни «Жизнь как дым», во время звучания которого Максим поднимается по лестнице, чтобы оттуда, сверху, прочитать стихотворение «Я сегодня смеюсь над собой» Александра Вертинского.

Спустившись, он подходит ближе к зрителям уже не один - у артиста появляется партнёр, о котором я ещё не говорила, но вы все его отлично знаете. Это кукла, которая участвовала в самом первом «Необыкновенном концерте» на НТВ - кукла-двойник.  «Познакомьтесь с Максимом моим», - быстро вспоминает  актёр строчку из известной песни и тут же переходит к первой премьере - стихотворению Вертинского «Обезьянка Чарли». После чего, по-прежнему со своим тёзкой в руках, Максим поёт «Арлекино».  Поёт по-своему, даже смех Арлекино в припеве у Максима получился не пугачёвский, а свой -  совсем не весёлый, иногда даже какой-то вымученный.

Всё это - первый раздел спектакля, рассказывающий как раз об артисте и актёрской профессии. И общее настроение у этой части похоже на тот самый арлекинский смех - оно грустное. Но всё-таки светлое.

Звучит пластинка с записью Вертинского. Максим подпевает, временами восхищаясь: «Во даёт!» - а потом сам читает его «Концерт Сарасате»  и поёт «За кулисами».

Стихотворение Маяковского «Скрипка и немножко нервно» исполняется сильно, с таким накалом, что, кажется, становится горячим воздух: щёлкнешь пальцами  -  и сверкнёт искра!

Дуэт с Людмилой Гурченко «Вы говорите, не молчите» … Нет, знаете, теперь это - больше, чем дуэт! Запись изменили - на ней уже нет эпизодов с Максимом, вместо них добавлены другие кадры Людмилы Гурченко. Когда Максим поёт свою партию,  мы видим реакцию Людмилы Марковны на его слова. Вот так они и поют:  Максим - со сцены, Людмила Марковна - с экрана…  Находясь в разном пространстве. Но - вдвоём. Вместе и близко.

Тут же звучит стихотворение Пастернака «Зимняя ночь», на смену которому приходит песня «Счастье рядом».

Картина следующая. Праздничная!

Под песню «Солнечный круг» Максим читает своё Новогоднее обращение, написанное для «Антенны». Помня о том, что Максим уже однажды читал для зрителей свою статью о Москве,  я ждала услышать и это авторское прочтение тоже! Текст, написанный талантливо, с юмором, поднимает настроение, когда читаешь его в журнале, а уж в исполнении автора тем более -  он ярко блестит всеми красками!

На этом поздравления с наступающим праздником от Максима не заканчиваются - звучит песня про Новый год!

Впервые я услышала, как Максим читает Рождественского «Всё начинается с любви». Безусловно, очень оригинальное прочтение! Убедительное. И убеждающее!

И ещё одна премьера -  Маяковский «Рассказ литейщика Ивана Козырева по случаю заселения в новую квартиру». Это стихотворение само по себе - маленький спектакль.

Записок от зрителей сегодня не было. Но для разговора с залом время нашлось! Максим не стал дожидаться наших вопросов - он всё рассказал сам: рассказал то, что ему самому хотелось и что зрителям послушать всегда интересно, пусть даже многие истории нам хорошо знакомы.  Он говорил о детстве («я постоянно всех изображал; вокруг сначала думали - больной мальчик… но потом стали говорить: это - наш артист!»),  о поступлении в театральное («меня никто не ждал»), о приходе в к Константину Райкину  («о «Сатириконе» я ничего не знал: ну, театр… ну, рядом с домом…»), о людях, которые повлияли и продолжают влиять на его жизнь. Рассказывал, конечно, в лицах! То, что Максиму удаётся копировать манеры других людей, ни для кого не секрет. Но в тот вечер он  удивил непродолжительным, но таким неожиданным  и запоминающимся шаржем на Константина Аркадьевича! Это непостижимо - как Максим, внешне не имеющий ничего общего с Райкиным, вдруг в одно мгновение  стал на него неимоверно похож! «Лёгким движением руки» (это в буквальном смысле) Максим превращается… Максим превращается… превращается Максим… в своего художественного руководителя! Ещё, конечно, артист вспоминал о своём знакомстве с Людмилой Гурченко, говорил о Лоре Квинт.

Кстати, коротко о «Бум-бум»: в тот вечер мне повезло!..

А розы Максим дарил под песню «Московские окна».

Стихотворение и песни, посвящённые теме войны, тоже были объединены в отдельную часть спектакля. Максим спел «Тишину за Рогожской заставою» - душевно, трогательно, тепло, очень люблю эту песню! Прочитал  «Жди меня» Симонова - стихотворение, по которому зрители давно соскучились - и исполнил «Тёмную ночь». И ведь все эти произведения не только о войне, но и - это даже в первую очередь - о спасительной силе любви... Завершила всю эту сцену снова Людмила Гурченко, появившаяся на экране, чтобы произнести фразу: «Только бы не было войны!..»

И наконец,  в финальной части спектакля - в основном, номера, которые появились в репертуаре давно и которые так же давно завоевали любовь зрителей: «День без единой смерти» Высоцкого (перед стихотворением в записи прозвучал отрывок из песни Владимира Семёновича, было приятно услышать его голос), «Гость у Цыгановых» («а сейчас я поиграю с вашим аппетитом, голодные мои», - сказал Максим и, надо признать,  «поиграл» от души), «Грустить не надо», «Смерть Цыганова», «Баллада о прокуренном вагоне». Это действительно хочется слушать всегда!

А перед «Балладой…» была песня «Вечная любовь», появившаяся в программе недавно, но  уже полюбившаяся -  на самых первых тактах зрители поприветствовали  её аплодисментами!

Заключительные песни тоже оказались новыми - «Дорогие мои москвичи» и «Иди своей дорогой» - спетые в белом пальто, с шампанским в руках (которое, кстати, было открыто успешно - без эффекта «пробки в лоб»)!

Всё, что мы видели 25 декабря можно назвать одним словом  - чудо! Большое-большое спасибо за это чудо Максиму! И - браво!!!

Мне очень понравился новый формат спектакля - он стал более насыщенным, цельным, собранным. Как Максим всё это придумал?! Когда?! И хоть уже сейчас спектакль смотрится как зрелое, хорошо продуманное, зачаровывающее действо, я уверена, что даже это - не окончательный вариант! Максим, который всегда движется только вперёд и никогда не любит останавливаться, ещё будет его развивать, придумывая всё новые и новые детали, находя  всё новые и новые штрихи! Мы ждём этого! Мы верим, что всё получится!

В общем, всё хорошо! Всё понравилось! Всё удалось! Но  - как же тут ни вспомнить строчку из стихотворения «Рождение сына» Давида Самойлова?!   -  «и это тоже было лишь начало!..»

моноспектакль, театр, Максим Аверин, "Искренне без купюр"

Previous post Next post
Up