(Накипело?????)
Интернет пестрит среди русскоговорящих истериями на предмет системы норвежких детских садов. Я могу понять толькоприбывших,
сама находилась в состоянии ужаса, волосы на голове стояли, но ведь эту наэлектризованную атмосферу, что самое интересное, поддерживают люди, которые здесь не первый год. Я уже столкнулась с тем, когда тебя заведомо дезинформируют. Наверное ситуация с раздуванием негатива по отношению к детсадам из той же серии.
Наш старший деть за почти 3 года прибывания в Норвегии успел побывать в 4 различных детсадах: семейный детский сад под Осло, детский сад в одном из цветных районов Осло, и в Ставангере: Британский и норвежский. О двух последних, куда она ходила одновременно (вопрос ЗАЧЕМ считаю неуместным и не отвечаю на него), я пишу подробнее.
British International School of Stavanger (BISS)
1. Место мы получили только на 3 дня в неделю с 09.10 - 13.00.
Политика сада такова, что если оба родителя работают, то только они имеют право на day care, что после 13.00 до 16.30. В нашем случае я неработающая персона, и потому наш деть ходил только до 13.00. Опаздывать утром не рекомендуется (нам один раз сделали выговор), а также не стоит опаздывать, когда забираешь ребенка домой.
2. В программе дня: изучение букв, цветов, цифр, разучивание песенок, книги им читали, много рисовали, лепили, клеили, если у кого-то из ребят был День Рождения, то все смотрели мультфильм, и ели принесенные родителями именинника угощения.
3. Очень мало гуляли. Порой бывало так, что даже в хорошую погоду они проводили эти 4 часа в классе: обширная программа, в приоритете плановые занятия, а улица уже как получится.
В итоге что получали: довольного ребенка, что она сегодня клеила паучка - ёжика- робота- и т.д. и весьма грустного тем, что прогулки то и не было.
4. Друзьями как таковыми не обзавелась. Возможно из-за того, что в группе была девочка, которую она уже знала. Именно с ней они болтали в укромном местечкe, которое учителя назвали "русским уголком": девченки туда прятались, говорили по-русски и хохотали, оглядываясь на преподавателей, потому как последние их гоняли за сие действие - no russian! just english! Им казалось это очень смешным и веселым :) девченки всё равно проказничали. Тогда их рассаживали по разным стульчикам в виду непослушания.
5. При входе в класс наша дочь первым делом кидалась к учителю, на детей не смотрела даже, да и у них не было большого энтузиазма при виде Дарии. Имена своих детей из класса стала называть только к концу учебного года. Опять таки это из-за того, что много занятий, а детям между собой пообщаться и познакомиться поближе нет возможности.
6. Еда с собой своя, возможности разогреть её нет;
7. Жуткая неудобная система каникул в саду: когда в школе перерыв, то и детсад не работает... А каникул достаточно. Тaк еще и летний перерыв в 2 месяца.
8. Ну и как показатель за все время прибывания в детсаду моего ребенка не позвали ни на один детский День Рождения (русскоговорящая девочка не в счет).
Здание школы, где расположены дошкольные группы
Коридор с дошкольными классами
Коробка рюкзаков с ланчами уже за дверями класса: скоро откроют двери и выпустят детей
Класс Дарии
Какого отдала, такого и получила обратно ребенка
Теперь о норвежском.
1. Получено было место в 100%. Что в последствии сыграло нам на руку: после Бритиша ребенка отводили до конца дня в норвежский сад, где она гуляла на улице вдоволь, в каникулы отвозили на целый день. Довольный деть - довольные родители.
2. Программа дня : по-большому счету, что хочешь, то и делай, если незапланирована поездка в город на поезде-автобусе, если нет похода в магазин за продуктами для приготовления блинов, или нет прогулки по ближайшим окрестностям, и нет визита домой всей группой к однoму из ребят, или если не идут отмечать всей толпой День Рождения именинника к нему домой опять таки. А еще были спортивные дни, поход к какому-то клоуну, общие собрания 4 детсадовских групп для музыкальных представлений, где дети пели. Pазучивание огромного количества песеноk, oбязательное чтение сказок, или прослушивание во время приёма фруктов аудио-рассказов.
3. конечно много много времени на улице в любую погоду. НА одежду нашей дочери порой было страшно смотреть, с другой стороны перемазанный и довольный деть хорошо кушает и спокойно, быстро засыпает. А это радость. Главное иметь много разной для различной погоды одежды и обуви. Остальное стиральная машина постирает.
4. Дария знает всех детей из группы по именам, знает всех родителей в лицо, всех педагогов по именам, их детей по именам. знает у кого из ребят брат, а у кого сестра.
5. Много много много рисует и собирает мозайки HAMA. Каждый день вместе с ребенком забираем её нарисованных амфибиобразных человечеков
6. При входе в группу все дети начинают дружно кричать имя прибывшего. Также все кричат, когда у кого+то из детей пришел родитель забирать в конце дня свое чадо.
7. Сна дневного как такового не существует, спален тем более :) Одна из девочек спит в своей коляске, а другая иногда на диване в игровой комнате, что закрывается дверью.
8. Еда. это целый день бутерброды, в обед с молоком, перекус - фрукты. Один раз в неделю горячий обед.
9. Время работы детсада: 07,15 - 16,30.
Одно из детсадовских правил гласит, что пребывание ребенка в детском саду не может превышать 8 часов. Привел к 07,00, будь добр забрать к 15,00. Приходя в последнее время за ребенком к 16,20 я забираю её последней. И по персоналу видно, что они неочнеь довольны сим фактом с намеком на то, что можно и пораньше забирать.
10. Дарию приглашали на Дни Рождения одногрупников, один раз ходила после детсада в гости к девочке, и мы приглашали её друзйе из сада на День РОждения. Это показатель.
Деть устал, заснул в машине по дороге домой и теперь проспит час, несмотря на крики младшего брата.
А если не уснула, то несильно двигается первый час прибывания дома
Какого отдала ребенка.... получила чумазика :)
Резюме.
Это конечно здорово, когда ребенок у тебя после дня в детсаде чистый, немурзатый, и ты знаешь, что он ел на обед. НО! Башка пухнит Думать Что же такого приготовить, что бы точно съела на обед! С другой стороны мысль, что деть питался целый день только паштетом с хлебцами, тоже не дает покоя. Останавливает то, что утром был в ребенка впихнут горячий завтрак, а сейчас дома она получит тарелку супа, который она просто проглотит, а впереди еще и ужин. Ведь она столько сил и энергии потеряла гуляя на улице, тиская мальчишек из группы, гоняя на велосипеде по территории детсада, роясь в песке, гоняя мяч на площадке, плескаясь под водосточной трубой во время дождя.
Язык. 1,5 года в Бритише (3 дня в неделю по 4 часа + каникулы) и год в норвежском саду дали в сумме понимание обоих, НО норвежский язык вытесняет все другие даже русский. С нами то она говорит по-русски, но когда играет с братом или сама с собой, то болтает только по-норвежски, поет песни в перемешку на норвежском и английском.
Здоровье. Актуальная тема для мам, которым приходится сидеть с больными детьми. А мои не болели этот год (сопли, легкий кашель болезнью я не считаю, и это не повод здесь оставлять ребенка дома)
Норвежский детский сад - must have!
upd: данный пост написан не для того, что бы оскарбить или облить грязью, а прежде всего лишь показать, что идеальной дошкольной системы нет, как и идеальных людей. Любое мнение очень обьективно.
Каждый из нас делает выбор в пользу того или иного заведения в первую очередь основываясь на своих собственных запросах и потребностях ребенка. И нам очень повезло что мы можем выбрать куда отдавать ребенка:
BISS,
ISS и куча норвежских садов.