Про школу.

Jan 23, 2019 03:00


Настало время, когда яйца стали учить курицу:
- Мама, не сравнивай. Это два разных мира, здесь - все по-другому. Здесь даже люди другие.
Это мы про школу со старшим ребёнком ведём беседы. Именно они приоткрывают дверь на «кухню» школы.

Если готовы осилить простыню текста без иллюстраций, то заглядывайте под кат.



В этом учебном году Дария поменяла школу, перейдя в основную (junior high). Для Михаила очередная смена жительства отразилась в третьей начальной по счету школе. Школы государственные, public.
Британская школа в Ставангере в 2018 году стоила в 2 раза меньше, чем такая же школа в Хьюстоне.

Школьный день у младшего начинается в 08.00, у старшего ребёнка - в 09.00. То есть на школьных автобусах ездят в разное время, и возвращаются в разное время. В средней школе (high school) Услуга со школьными автобусами отсутствует: сам ножками или на своём авто, лет то уже 16.
Продолжительность учебного дня 7 часов. На обед - полчаса, есть время перекуса, в начальной школе дети ещё немного гуляют.
Обеды дети решили продолжить брать из дома: еда в кафетериях в новых школах «на вид несъедобная». Я продолжаю крутить matpakk-и.
С младшей школой все понятно: та же петрушка, что и в предыдущих школах ( тыц 1 тыц 2). Под разными соусами детей дисциплинируют, мотивируют к хорошему поведению. Кто больше получит талончиков, тот обедает с учителем и двумя своими приятелями, или без обуви в классе можно походить ( stinky feet дети называют эту опцию), мультфильм посмотреть, и тд и тп.

А вот Junior high для нас всех это что-то совсем новое. Потому далее заметки про основную школу в основном.
Здесь есть возможность выбрать уровень предметов, нет классов как групп с постоянным коллективом, некоторые предметы на выбор, отдельный спортивный зал, столовая совмещённая с актовым залом.

В начале года при заполнении анкет мы отметили, что Дария возьмёт все предметы с уровнем PreAp (продвинутый уровень для подготовки к продвинутому уровню в средней школе). Нельзя сказать, что сложно: ребёнок все делает, успевает, хоть и много времени тратит на домашние задания. Иногда приходится помогать с математикой.
- Коллега рассказал, что его ребёнок не потянул предметы PreAp (6 тоже класс), и ребёнка перевели в классы уровня Academic (обычный уровень).- слова супруга.
- A у нас сказали учителя, что в нашей школе невозможно опуститься уровнем ниже, можно только выше перейти.
Мое мнение: не портить статистику, а вследствие и рейтинг.

Один предмет был на выбор из: театральная студия, рисование/искусство, оркестр (струнные), brass band (духовые), хор. Перед началом учебного года - пробы и выбор инструмента. Дария остановилась на скрипке.
Уроки каждый день, домашнее задание - обязательные 100 минут практики в течении недели под подпись родителя. Впервые в школе - Рождественский концерт. Бас и виолончель звучали - окей, скрипки - кто в лес, кто по дрова. Но в целом - круто! 4 месяца то обучения.

- Мама, в театральной и в арт-студии почти нет азиатов, они все в оркестрах.

Ещё есть вариант athletic: экстра физкультура в 7-ом и 8-ом классах. На выбор: теннис, американский футбол, волейбол, баскетбол, футбол и track & field ( Дария сказала это - бег).
Мальчики в этом случае получают доступ к gym-у, а вот девочки - нет! Likestilling? Не, тут такого не слышали. Отдельные виды спорта только для определенного пола. Равные возможности? Даже не попахивает.
- Один мальчик с математики хочет в волейбол играть, а мама ему говорит - баскетбол!
Потому что волейбола для мальчиков нет, ни в школе, ни в клубах, ни в целом по штату (если говорить о высоком уровне, а не для себя и для души).
- Я - счастливый человек: меня родители не заставляют делать то, чего я не хочу делать!

Ребёнок поставил себе цель - хочу в школьную команду по волейболу ( это с 7 класса).
- Учителя сказали, если все оценки А, то сразу возьмут в команду, - теплится надежда у человека, - или на try-outs себя показать надо.
- Должна тебя разочаровать: вот эти все девочки на тренировке, куда ты ходишь, это те, кто готовится, чтобы попасть в школьную команду.
Тренер по внешкольному волейболу широко улыбается и качает головой:
- Возьмут только лучших, кто умеет играть, кто попадает в мяч. Минимум год интенсивных тренировок, по два раза в неделю, и попадёшь в команду школьную.

Ещё есть вариант освобождения от школьной физры, поскольку дочь в команде ( по плаванию). Вместо освободившейся физкультуры можно взять предмет на выбор. А можно раньше на урок уходить домой.
Боязнь начать не успевать в таком случае по одному из предметов, останавливает старшего ребёнка от принятия решения в пользу другого предмета. Пример других девчонок из школы и из клуба не сильно работает. Сомневается...

У девочек и у мальчиков отдельные уроки физры. Даже учителя у девочек - женщины, и мужчины - у мальчишек.
В школе у детей два вида локеров: для физкультуры и обычные для школьных принадлежностей, личных предметов. Аренда последних - за деньги, физкультурные - у всех.
Форма для фризы - у всех одинаковая, предоставляется школой. У девочек это шорты по колено, и длиннющие футболки, почти по колено. Правда у девочек на год-два старще форма так страшно огромной не смотрится - она им в пору. Может форму выдают на весь период основной школы?
За деньги (fee) - услуга стирки. К локерам с формой имеют доступ сотрудники, занимающиеся стиркой. Стиранную чистую форму выкидывают кучкой на пол в спортивном зале, дети ищут свою.
- У одной девочки аллергия на порошок, которым стирают в школе. Она попросила форму брать домой и стирать. Ей отказали.

- В школе дают много информации. Она она вся какая-то... поверхностная, глубоко не идёт как в моей школе было.
- Дай пример.
- Возьмём кофе. В моей прежней школе мы бы начали с того, где он растёт, затем как его собирают, как обрабатывают, какими путями доставляют до других мест, и что это за места. Как мы его получаем и что мы с ним делаем. Здесь же: кофе растёт - здесь, доставляют - сюда. ... Вообще, Предмет social studies это - USA studies.
- ????
- Сегодня про космос была тема. Человек, который составлял презентацию, это не учительница делала, про Гагарина ничего не написал. Указал Гагарина, но ничего не написал напротив его имени. Зато про первого человека на Луне было несколько слайдов... По географии на Россию и Европу неделя изучения, на Северную Америку - две недели! Снова будут рассказывать как прекрасно жить в Сша...
- А как же Европа, там же тоже должно быть хорошо?
- Нет, только в США лучше..

Обучение, мне думается, здесь точится исключительно под сдачу тестов. Потому что тесты почти каждую неделю. Тему только начали, как уже начали готовиться к тесту по этой теме.
По математике, например, до теста дается для выполнения test review: видно как он выглядит, какие задания, какая тема включена. После самого теста отдаётся материал тестовый с ошибками. Проводится работа над ошибками, указываются ожидания от теста (сколько баллов рассчитывал получить). Напротив нового решения задачи, где был неправильный ответ, пишется причина, по которой была сделана ошибка.
Чтобы остаться в уровне PreAp, оценки тестов должны быть больше 70 баллов. В противном случае, пересдача теста. Правда непонятно сколько раз можно его пересдавать. Зато понятно каким образом остаются дети на этом уровне :)

Что больше всего мне не нравится в школьной программе, так это ситуация с иностранными языками. Ребёнок в шестом классе, а не началось изучение даже первого иностранного! Оно ожидается в 8!!! классе! В нашем дистрикте это испанский, и то он будет необязательным - на выбор, по желанию! Его можно будет заменить на оркестр, театральную студию, рисование или на хоровое пение. Второй иностранный появляется в 9 классе. Вот там языки уже будут обязательными.
Для сравнения, в Ставангере в норвежских школах второй иностранный с 7 класса. У приятельницы (здесь в Хьюстоне) у ребёнка два иностранных языка с первого класса, но это частная школа.

С учебной частью закругляюсь. Tеперь про школьную жизнь.
Ребёнок не мог дождаться, когда он получит местный номер: в школе девчонки сразу после знакомства интересовались номером телефона. Интерес угасал как обнаруживали, что номера нет. Когда деть получил номер и телефон, то оказался в массе групп WhatsApp-a. Ребята, точнее девочки, на каждом предмете/классе создавали группы для общения.
- Круто. С тобой значит хотят общаться?
- Я вышла из всех групп.
- ???!!!!
- Они там так много пишут. Только за один день приходит более 200 сообщений. У меня нет времени это все читать.
Очень скоро дочь совсем перестала брать с собой в школу телефон. Его она не выпускает из рук за час до школы и после школы, когда отвечает на сообщения одноклассниц из прежней школы, или когда общается друзьями-подружками из «прошлой норвежской жизни».

Ребенка вечером в рабочий день застаю с телефоном, вместо уроков:
- Ты там с кем в такое время? - в Ставангере уже за полночь.
- Марта еще не спит. - радостное детское дорвавшееся до девичьих болталок.
Знала бы мама чем занимается её Марта ночью вместо сна... :)
- Мария хочет, чтобы я летом прилетела.
- Ага.
- Я ей сказала, что билеты вообще то дорогие. Она предложила сложить все мои деньги, взять у Михаила, и она еще своих добавит.
Душа развернулась и свернулась. Да пусть ночью болтают...

И вот такой сложной обстановке старший ребёнок смог обзавестись приятельницами. Совсем другая новая школа из-за смены жительства, то есть нет знакомых детей из прежней основной школы. Hа каждом уроке - разные лица, нет постоянного коллектива из урока в урок. Но каким-то образом умудрилась найти себе постоянную компанию на время обедов.
- Мы познакомились в кафетерии.
Совсем сюрная ситуация: в столовой во время обеда не менее 200 детей ( общее количество учеников около 1400, дети обедают в течении 6 перерывов на обед. Несложная математика).
Как бы там ни было, но ребёнка один раз пригласили на день рождения. Мои предложения пригласить девочек к нам отклоняются дочерью. Почему? Всегда простой и сухой ответ «нет».

- Сидим сегодня в столовой, обед у нас. У одной девочки за другим столом джинсы слезли низко - попу видно. Девочка из нашей компании увидела это, и ушла рассказать об этом principle-у.
- .... Это нормальная практика - ходить жаловаться завучу? А ты что?
- Ничего. Она ведь когда-нибудь бы встала, и натянула бы джинсы.

Приходит из школы и смеётся.
- Сегодня одну девочку поймал «принципал» в коридоре и заклеил ей кармашек на футболке.
- Зачем?
- На футболке за карманом логотип в виде котика, он как-будто выглядывает из кармана. Если заглянуть в карман, то увидишь, что котик показывает средний палец.
- То есть торчит только мордочка, и палец можно увидеть только оттопырив карман?
- Aга.
- Опять кто-то настучал?
- или «принципал» знает этих котиков. Ещё мальчик был в такой же футболке. Ему не заклеили карман.
Ребёнок наш старший очень выдержанный человек. Но ее терпению тоже приходит конец. В один прекрасный день она после очередной поездки на школьном автобусе обратилась ко мне с просьбой:
- Мама, пожалуйста, напиши куда надо жалобу на нашего водителя автобуса. Это уже невозможно терпеть.
Целый месяц автобус опаздывал в школу и из школы, в среднем на 30-40 минут. Ребёнок месяц терпел издевательства водителя над детьми в автобусе. Главной причиной недовольства водителя были крики. За что он их и наказывал: раз отключил кондиционер на 5 минут (это когда на улице прекрасные +40С), а потом в другие дни шантажировал отключением холодного воздуха, останавливался на какой-нибудь парковке и по полчаса проводил лекции детям про их ужасное поведение. Рассаживал детей на своё усмотрение, не давая восьмиклассникам сидеть в хвосте автобуса.
Кляузу на водителя не успела я накатать - водителя сменили. Опоздания закончились, деть вернулся к поездкам на автобусе.
- Мистер Рик - хороший человек. Не раздражённый, неагрессивный. Ему конечно не всегда нравится как дети ведут себя в автобусе, но он об этом нам спокойно говорит. И мы сидим где хотим.
А тот, прежний водитель, его не уволили - он перешёл на другой маршрут.

Пару историй от дочери:
- в школе в школьное время старшеклассницы (8 класс) распивали алкоголь. Тем самым заработали себе как минимум походы в школу по субботам. Интересно, какие штрафы схлопотали родители в этом случае?
- Некоторым девочкам родители не разрешают встречаться с мальчиками. А есть такие счастливицы, которым отцы запрещают даже разговаривать с молодыми людьми. Не мусульмане, а белые и азиаты.
- дети прогуливают школу в школе:) Из здания школы выйти невозможно не до конца уроков, потому прогуливают в библиотеке, делая вид, что именно этот класс у них сейчас.

Ещё ситуация, не поддающиеся моему объяснению.
Дочь после школы я встречаю на автобусной остановке, когда она из школы забирает инструмент. В остальное время я жду ее дома, выглядывая иногда в окно. Стала замечать, что дочь до дома возвращается в компании мальчика. Ээээээ? У меня даже вариантов не припасено на такой случай...
- Кто такой? Не с нашей улицы, я его не видела у нас.
И тут начались объяснения, которые, со слов дочери, даёт мальчик:
- Он раньше жил в нашем комьюнити, но в закрытой его части, у тети. Потом они переехали в квартирный комплекс. Там его соседи не разрешают ему оставаться дома одному пока нет родителей. Он после школы, пока родители не придут, играл в компьютерные игры. Когда нервничал из-за проигрыша, то стучал по стенам. Соседи жаловались. Теперь ему нельзя в комплекс пока родителей нет дома. А тут он гуляет потому, что его тетя живет. Иногда к нашему соседу ходит поиграть в баскетбол на его заднем дворе.
- А чего он сразу то к тете не идёт?
- Она его не пускает. Потому он гуляет по нашему району.
Жуть какая-то, или хрень несусветная. Как верить этим сказкам? Я наблюдала за происходящим неделю.
- Можно я его к нам домой приглашу, например на чай? (Мне же надо знать/ посмотреть, с кем мое чадо пересекается в такой мутной истории)
- .... Нет, не надо, мам.
Потом мальчик пропал.
- Его мама забирает со автобусной остановки.
- С нашей что ли?
- Ага.
Опять хрень какая-то: почему ребёнок сразу не едет домой?
Мальчик пропал из вида перед Новым годом. Появился после зимних каникул.
- Его семья переехала обратно к тёте?
- Нет, он по прежнему живет в квартирном комплексе.
@@@@@@@, я что-то в этой жизни не догоняю...

По законам журналистики (современной) нижеприведенный текст должен быть в самом начале поста. Потому что в нем главная мысль, которую я бы хотела донести читателю, и которая в конце не располагается - читающий может не осилить текст до конца. История, которая больше всего меня «зацепила» за эти 1,5 школьных года, может остаться незамеченной, но я рискну.
- Сегодня одна женщина, она не учитель, скорее всего из родительского комитета, или волонтёр, остановила двух девочек, которые разговаривали между собой в коридоре между переходами в классы, и сказала им «Stop talking in Spanish! Talk in english.»
Меня заколбасило... Вспомнилась похожая ситуация из моего студенчества. Учеба была на эстонском, хоть и группа считалась русской - нас, русских девчонок, было изначально 50/50. Со своими - по-русски, с остальными - по-эстонски. В один прекрасный день вдруг один преподаватель заявила «говорим всегда по-эстонски! И между собой тоже!» Моя подруга Маринка, которая никогда не давала себя в обиду, отреагировала молниеносно и громко на весь класс,  и по-русски: «Я завтра приду с конституцией Эстонии, и посмотрим, где написано, что я должна всегда и везде говорить по-эстонски». Нам было по 19 лет, а в ситуации у моего ребёнка, речь идёт о детях 11-12 лет. И не у всех есть подруги Маринки. (Кстати, на следующий день после слов про конституцию оказалось, что преподаватель то не только понимает по-русски, но и прекрасно владеет им).
Меня колбасило неделю. Моему возмущению не было предела.
- Если бы это был другой язык, например, французский, то девочки бы скорее не получили бы замечания. - разделила мою точку зрения о статусности языков знакомая арабского происхождения.
Неделю я каждый день повторяла дочери как поступить, если ситуация повторится или произойдёт с ней: не пасовать, смотреть взрослому в глаза, потребовать дать своё имя, чтобы родители смогли связаться с офисом школы.
Мои бурления могли бы закончиться раньше, но в местной группе русскоязычных дам я сделала публикацию, описав ситуацию и указав язык девочек. Я не смогла найти никакого закона по поводу языка общения в школах, и обратилась к помощи «зала».
3% отписавшихся к посту были на стороне детей, остальные написавшие комментарии - не за детей. «Понаехали, должны учить язык, приехали в нашу страну - должны уважать наши законы» и так далее в таком же духе. А речь ведь про детей. Потом хотим понимания, терпимости требуем....
- Я уже не рада, что тебе рассказала. - посетовала дочь после очередной порции моего бурления.
Все равны, но есть равнее??? Как тут не вспомнить прежнюю школу...

Прошло пару недель.
- Мама, сегодня ребята шли по коридору и говорили между собой по-китайски. И знаешь что? Им не сделали замечание из-за разговоров не на английском. А знаешь почему?
- О боже, что случилось? Персоналу лекцию прочли?
- Нет, в коридоре не было никого из взрослых!!!! - громко смеялся мой ребёнок своей шутке.

На этой ноте закругляюсь. Надеюсь, чтение не утомило.

usa, tx, школа, texasvsnorway

Previous post Next post
Up