ТУРЦИЯ-2007
Часть 2. Каппадокия-Сакликенд-каньон Сакликенд
5 сентября (6 день)
Каппадокия-Анталия
в 7 утра нас снова разбудило шипение горелок. Мы еще раз поснимали это чудо, когда полнеба, заполнено летающими шарами, на всех возможных высотах.
Позавтракали сублиматами и ролтоном и начали собираться в дорогу. При погрузке французики указали нам недостаток нашей машины, а именно на спущенное в ноль переднее правое колесо. Поиграли в самых быстрых шиномонтажников, сменив колесо. Попросили сына хозяина нарисовать нам схемку, где находится ближайший шиномонтаж, и написать записку на турецком с просьбой показать дорогу. В 9:00 выдвинулись в сторону Невшихира. В городе мы подъехали к таксистам и показали записку, тут же они отрядили пожилого коллегу проводить нас до ближайшего шиномонтажа. Мастер нашел в колесе 3 дырки рядом. Такое впечатление, что они уже начали прокалываться от старости - резина была совсем дряхлая и растрескавшаяся. На предложение заменить покрышку мы ответили: «рентакар - нам пофиг». Мастре все сделал за 10-15 минут, проверил давление во всех колесах и взял с нас 10 лир (это примерно 200 рублей).
Назад ехали той же дорогой до Анталии.
В Конье перекусили в местной кафешке на объездной дороге, пережидая пробку, вызванную строительством. Заказывали. Что и турки и обычный легкий перекус обошелся в 10 долларов на троих.
В районе перевала снова прикупили маленьких, но очень сладких бананов. Попробовал сушеные стручки акации с непонятной штукой, похожей на патоку, черно-коричневого цвета. Как будто жидкий деготь, но сладкий и немного жженый. По жестам бабки поняли, что это помогает от кашля, но из чего сделано для нас осталось загадкой.
В Анталии заехали в Мигрос (это торговый центр) и попытались найти в продаже флэшки или ноутбучные харды. Та как место на 11Гб харде моего ноутбука катастрофически заканчивалось. И хоть у меня еще была флэш на 1 гиг + карточки в фотик на 750Мб, у Вовки карта на 1Гб, а у Фыра так и вообще карточек на 8Гб, по нашим прикидкам нам этого могло не хватить. Ничего подходящего нам не нашли. Заранее скажу, что мы почистили все лишнее и стали менее расточительно использовать место, и в итоге, к окончанию поездки, у нас еще оставалось пару гигов в запасе.
Анталия-Сакликенд
После Анталии мы поехали на север, дорогой на Дензили. И на развилке у Суджюта повернули в сторону Фетхии. Дале до Кемера (не того, что на побережье, а того, что под Фетхией) и на юг до Сакликенда. Сразу скажу, что дорога Анталия-Сюджут мне больше всего понравилась в плане - «прохватить бы тут на байке под 150».
В итоге мы проехали 760км за 11:17 (чистое время в пути 9:30). В Сакликенде было уже темно и пусто. Малочисленный персонал убирался после рабочего дня. По дороге мы видели вывеску отеля. Развернулись и поехали к нему. Это был Kanon Motel. Странный отель. Помоему вообще без жильцов. Турок и с ним две турчанки средних лет, больше всего напоминающие престарелых проституток, если они вообще есть в Турции. Мотель трехэтажный и номеров много. Двери в номера из матового стекла. Трипл нашелся сразу. Мебели нет, вода еле теплая, зато большой балкон. Еще нас долго оформляли: достали амбарную книгу и записали туда все - данные паспортов, откуда приехали и адреса, где проживаем в Турции и цель, полные ФИО и т.д. и т.п. Такое мы видели первый и последний раз. Все это так и осталось для нас загадкой. За сие чудо с нас взяли 45 долларов за номер.
После мы вернулись к Сакликенду и все таки поужинали в городом одиночестве, не считая уток-попрошаек.
6 сентября (7 день)
Неприступный Сакликенд
Спали мы плохо. Под окном жил петух. Петухов мы встречали и раньше, обычно они встречали солнце за полчаса до муэдзина и спокойно досматривали свои сны дальше. Но у этого петуха была бессонница. Более того - это был простуженный петух. Крик его был надрывным и хриплым. Жил же этот петух на дереве, а дерево было у нас под окном. А кричал он всю ночь… натужно и хрипло.
Проснувшись в 6 утра мы быстро собрались и без обычного завтрака туриста начали выдвигаться в сторону каньона. На улице мы обнаружили, что каждый крик для петуха давался с трудом? С большим трудом. И весь этот «труд» лежал теперь шикарной кучей на багажнике нашего Фокуса, который стоял под тем самым деревом. Куча была нереальная, я раньше такие видел только в курятниках, под насестами, а ту всего одна ночь. Убивать птицу мы не стали.
В 8 утра мы были у того ресторанчика, где 5 днями ранее договорились о машине. В ожидании слегка позавтракали тем, что купили вечером в придорожном магазине: хлеб, сыр класса «Сулугуни», оливки и сосиски. Наши «завтраки туриста» просто райские яства по сравнению с этим!
Через два часа ожидания появился хозяин. После некоторых переговоров мы смогли понять, что машины у него нет. Отвезти в воскресенье он нас собирался на машине своего родственника, который приезжал к нему на выходные. На очередное предложение отвезти нас на нашей же машине мы отказались. После чего мы еще два часа пытались найти машину на месте. Были опрошены все рестораторы, торговцы, водители долмушей и сторожи на стоянках. Но реально нам никто помочь не смог. В 12 часов было принято решение выдвигаться в Калкан. Это город который находится как бы в нижней части треугольника дорог, которые ведут от выхода ко входу в каньон. Мы надеялись оставить там машину и доехать на долмуше до входа. И заранее взяв телефон у когонить из таксистов, вызвать его выйдя из каньона, чтоб он нас отвез к брошенной машине. Но в Калкане нас ждало очередное разочарование. Таксисты были, долмуши то же. Но долмуш не совершал в это время регулярный рейс, а коммерческий стоил дороже чем на такси (75ТЛ). Таксисты запросили 50ТЛ за рейс ко входу и 60ТЛ за последующий вызов к выходу. На круг выходило почти 100 долларов, к этому еще можно было прибавить трехсуточный простой нашей машины, что в сумме превышало заложенную нами смету на данное мероприятие. И мы обалдев уже от поисков и жары, голодные и немного озверевшие, принимаем давно назревавшее решение - ехать на вход самим, заходить в каньон, пройти до первых сбросов, пройти 2-3 штуки (пока хватит веревок, которые пришлось бы оставлять, для возможности забраться назад), переночевать и обратно на выход. В 13 часов мы и выдвинулись самостоятельно в Лонгеме.
Проехали деревню. Далее, через 4 км, на дороге развилка. По дороге к развилке нас, на огромной скорости, обогнало пару пикапов. Первый раз наблюдаем так безбашенно едущих турок. Перед развилкой простирается селевое русло реки - прямо/левее и направо. Русло широкое, метров 150-200. Вокруг невысокие горы и ничего, что указывало на каньон не видно.
Вспоминаем опыт израильских ребят - они то же не могли определить направление на каньон. По навигатору то же ничего не понятно. Решаем ехать направо (уже не помню почему). Через 20 метров дорога начинает пересекать русло. Колея терпимая, но периодически встречаются камни, которые явно не по зубам нашему Фокусу. Почти под конец я понимаю, что дальше дорога ведет на холмы. Да и навигатор начинает отклонять указатель левее. Ищем разворот между валунов и возвращаемся.
Все это время наблюдаем странное облако, которое зависло над лесом впереди. Странное оно, потому что погода абсолютно безоблачная. Возвращаемся на развилку и едем налево. Дорога, петляя, достаточно шустро уходит в горы. И через километр пути азимут отклоняется правее и мы понимаем, что едем в какую-то горную деревню и эта дорога не вернется к руслу реки. Разворот.
Возвращаемся к развилке - видимо это и есть точка начала нашего пешего маршрута. Разгружаемся. Оставляем Вовку с вещами и с Фыром едем в деревню, чтобы найти паркинг для машины.
«Греческие диверсанты»
Тем временем мимо нас проехало еще 1-2 машины на бешеной скорости, в том числе и пожарная. Ну а когда над головой пролетел вертолет с прицепленной пожарной емкостью для воды, мы поняли окончательно, что облако - это ни что иное, как дымовая завеса от сильного лесного пожара. Мдя… не хватало нам еще попасть под огонь или пристальные взгляды местных МЧС.
Надо напомнить, что в августе этого года горело пол Греции. А, учитывая не очень дружеские отношения Турции и Греции… Дальше логическая цепочка размышлений, разгуливающих рядом с эпицентром товарищей с рациями и бензиновыми емкостями во внешних карманах рюкзаков, вела только в зинданJ
Вернувшись в деревню, проезжаем ее все насквозь, но явно пустого и с виду гостеприимного двора не находим. Ломится в дома наугад и пытаться объяснить, что мы хотим, нет ни желания, ни времени. В итоге на самом выезде видим дом, стоящий на большой лесной поляне, забора нет, людей не видно. Мы оставляем машину недалеко от дороги, между сосен. Но, поразмыслив, решаем, что люди могут занервничать, если какая-то неизвестная машины будет торчать недалеко от их дома несколько суток. Идем искать хозяев. Быстро находится глава семейства и его жена. Поняв, что мы совсем не местные и говорить на турецком толком не можем, жена несет стул на середину сада, хозяин садится на него и готовится слушать длительные и невнятные объяснения Фыра, вооруженного русско-турецким разговорником и жестами. К ним присоединяется внук. Тем не менее, через какое-то время, они вроде бы начинают понимать, что мы хотим оставить тут машину, а сами прогуляться в Сакликенд-каньон до завтра. Показывают жестами, чтоб мы перегнали машину в сад. Пока я ходил за машиной и перегонял ее, пытаясь объехать все кусты, сельхоз инструменты и коз, к компании присоединилась дочь/невестка хозяев и внучка. Все улыбались и периодически, по-моему, потешались над объяснениями. Но консенсус был найден! После чего мы, попросив воды и наполнив 2-3 бутылки, попрощались и двинулись в обратный путь. Расстояние от деревни до развилки у русла 4 км.
По пути обратно мы полюбовались работой пожарного вертолета, пофоткали, но после того как у одного из них оторвало емкость для воды, и он приземлился на поле по близости, мы ускорили шаг. По дороге нас обогнало еще несколько машин, в том числе и пожарных.
Каньон
Вернувшись на развилку, не обнаружили Вовку с вещами. Но на вызов вроде откликается. Вещи оказались перетащены в жидкий сосняк у русла, а сам он гуляет по селевой долине с фотоаппаратом. Оказывается, пока он сидел на развилке, к нему пристало три экипажа проезжающих машин, которые всячески пытались его «спасти», вывезя из пожароопасной зоны. Вовка, в своем стиле, то есть на пальцах, объяснял им, что он «русо-туристо-пофикнапожаро». Пока это ему не надоело, и он удалился.
Подъем в 6 утра, суета, беготня, езда, быстрая ходьба - все это сделало свое черное дело и лично я чувствовал себя разбитым и к тому же у меня начала сильно болеть голова. Но время не ждет - уже 17 часов, до заката 2.5 часа, а в каньоне стемнеет и того быстрее. Сильно потяжелевшие рюкзаки на плечи и вперед по руслу, в поисках входа.
Вышли к центру потока, там течет периодически исчезающий ручеек. Вот что значит засушливое лето. Разбрелись и периодически фотографируя, себя и окружающее, двинулись по течению. Через 1 км пути перед нами выросла стена и наконец-то мы отчетливо увидели трещину в ней - каньон Сакликенд.
Еще через километр мы подошли ко входу. Солнце быстро валилось за низкие горы. Устье каньона лежало в глубокой тени и стоя на солнце за этой чертой тени ничего не было видно. В этот момент Каньон больше походил на вход в преисподнюю.
Вовка сделал короткую фотосессию, как раз солнце было в режиме. И мы выдохнув направились в прохладу отвесных стен.
Первые 1.5-2км каньона больше похожи на широкую тропу с текущим посередине ручейком, периодически перемежающуюся небольшими завалами. Дальше становится больше обвалов стен, больше заторов из крупных камней. Примерно через три километра каньон сужается, местами до ширины вытянутых рук. Но сбросов нет. Только лужи полметра - метр глубиной легко проходимые завалы по 2-3 метра. Сильно облегчает продвижение почти полное отсутствие воды. Ручеек продолжает периодически исчезать под землей и только в ямах стоит вода, которую впрочем, зачастую можно перепрыгнуть, замочившись только по щиколотку.
В этом районе видим над нами, знакомый по фоткам Израильтян, мостик и понимаем, что если бы мы поехали по левой дороге от развилки дальше - то видимо приехали бы в это место. Но спуститься в каньон там можно, только будучи альпинистом.
После моста каньон расширяется лишь изредка и то не на много. Появляется больше мелких луж и перекатов. Высота стен растет. Становится сыро и прохладно. Время 19 часов, быстро темнеет.
Тут надо сказать, что в прошлом году мне тяжелее всего дался участок Кибриса, который мы проходили в районе сумерек - не было сил, было совсем мокро и холодно, начиналась паника и чуство безысходности. У меня в голове это состояние отложилось очень хорошо но яркость красок стерлась достаточно быстро и уже с солнечного берега все виделось как интересное приключение. И вот в сумеречном и сыром Сакликенде эти воспоминания вспыхнули с новой силой, наложились на пульсирующую головную боль и оттянутые рюкзаком плечи. У меня начались «психологизмы», перерастающие в небольшую панику. Я начал ругаться, стонать и жаловаться. Что надо искать место ночевки, иначе мы не дойдем, мы в пути пропадем. И в итоге наша маленькая группа двинулась обратно. Так как не так давно мы прошли несколько расширений, возможно пригодных для ночевки. А впереди был неизвестный, узкий и мокрый каньон.
Ночевка
Повернули назад. Быстро нашли первое расширение - сыро, на ровных наносах земли явно свежая осыпь мелкого камня. Не хочется получить ночью по макушке. Пошли дальше. Нашли замечательную площадку на валуне с двухэтажный дом. Высоко, сухо, недоступно для животных (а надо заметить, что видимо вследствие засухи, весь каньон был испещрен следами лис и еще каких-то собако-парнокопытных). Но вся площадка оказалась засыпана средним и крупным щебнем с острыми краями. Быстро очистить ровный кусок не представлялось возможным. Но уже через некоторое время мы нашли небольшое возвышение у ручья, с ровной песчаной поверхностью, практически без следов осыпи, с минимальным наклоном. Это уже было в более широкой части каньона.
Памятуя проблемы прошлого года, и как быстро темнеет, побросали вещи и разошлись собирать весь пригодный для костра мусор в округе. В том числе Фыр с Вованом отколупали со склона огромный ствол, который при падении раскололся и оказался огромным муравейником. Хорошо, что не донесли до лагеря. Костер разожгли уже в полной темноте.
Пришло время испытать новый примус и прочее туристическое оборудование, выбору которого было уделено столько времени, сил и средств. Примус заработал отлично. Так же, при розжиге, Фыр доказал целесообразность взятых с собой касок, от которых мы с Вовкой так долго отказывались, а он одел сразу при входе в каньон, получив мелким камнем по башне.
Выбрали себе места. Расстелили коврики и спальники. Заварили сублимационный ужин и много чая. У нас с Вовкой, как всегда, чаепитие перетекло в посиделки с разговорками и лузганье семечек у костра. Фыр же, достав из своего маленького рюкзака невообразимое количество вещей, переоделся во всякие защитные средства, укутался разными платками и сетками и заснул.
А мы засиделись до часу ночи, вспоминая прошлогодние приключения.
Эта ночь прошла спокойно и без приключений.
7 сентября (8 день)
Водопады
С утра проснулись от легкого, но прохладного бриза. Зябко. Дальше 8 поспать не удалось. Солнце в каньоне будет еще не скоро.
Быстро греем чай-завтрак. Плещемся в чистом ручейке, остатках некогда бурлящего потока.
После завтрака собираем военный совет, на котором окончательно решаем, что ввиду многочисленных «но» до конца каньона не пойдем. Как и планировали вчера доходим до первых водопадов. Проходим, пока есть возможность вернуться назад. Возвращаемся. Соответственно полностью облегчаем рюкзаки. Оставляем только альпснаряжение, воду и фотоаппараты. Остальное ныкаем за большим камнем на стоянке и выдвигаемся около 12 часов дня.
Проходим порядка 3 км до первого водопада. Воды, как мы не надеялись, в нем нет. Сброс метров 5, не пробит, но есть заклиненное камнями поперечное бревно. Экипируемся. Спускаемся. Проверяем следующий сброс. Метров 7, не пробит, зацепиться не за что. Внизу приличная лужа. Видимо при большой воде можно пройти прыжковым способом. Устраиваем фотосессию на том, что есть, поднимаемся, топаем обратно.
Итого дальность погружения в каньон составила примерно 5-7 км, из 20 возможных. При том, что это самые простые 7км. Где-то дальше нас так и не дождался знаменитый лабиринт, а за ним множественные сбросы и последние полкилометра с большой водой.
Ничего… экип цел, желание теплится. Мы еще вернемся к тебе Сакликенд!
Вернулись на стоянку. Пообедали. Собрались. В 15-00 выдвинулись назад. Дотопали быстрым маршем, с остановкой на пару фотосессий.
И уже в 17-00 забирали машину. Хозяин дома был найден в прилегающем саду и просто махнул рукой. Ну а что.. турасты, что с них взятьJ
После короткого обсуждения выехали в сторону Дензили. Для посещения ненавистной Мекки курортников, Памуккале.
Сакликенд-Памуккале
По дороге проехали совершенно феерический серпантин от Kizilcalilar (дорога 07-53, не доезжая примерно 15-20км до Элмали) до Bekciler (на дороге D350) , через перевал Gogubeli, высота 1850м. Строго 1 передача, повороты не подвластные туристическим автобусам и большегрузам, горные пастбища, закат над всем юго-западным побережьем. Чутка заплутав с выездом на D350 и сбив по дороге какую-то здоровую птицу, в итоге выходим на хайвэй, уже в полной темноте.
По дороге наблюдаем аварию с двумя туристическими автобусами, как потом окажется, что это обсуждаемая во всех СМИ авария с нашими туристами. Как врезались непонятно - дорога просто как автобан. На заправке в очередной раз поразили турка «трудами Сакликендского петуха» на нашем багажнике. Да так, что он нам бесплатно помыл машину. Дабы не позорили страну!
Примерно в 10 приехали в Памуккале. Обехали поселок по кругу. Везде заселяется народ. В итоге, в 23 часа, на въезде же заселились в большой трехзвездник «Seugi Hotel», выбив из них вроде приличную скидку. Правда, без питания.
Вован уже чувствует толпы курортников. На взводе. Ну, мы все устали.
Продолжение следует.
Остальные части:
Турция 2007. часть 1 Турция 2007. часть 3