Одежды Аарона или вервія Спасителя?

May 23, 2013 10:34

Оригинал взят у varnava_mp в Одежды Аарона или вервія Спасителя?

    Съ чемъ изъ деталей церковной одежды  ассоціируется обычно образъ священника? Конечно, съ епитрахилью. Прежде любаго священнодѣйствія, іерей,  вшeдъ во святой аnлтaрь, возлагaетъ на ся єпітрахиль. Безъ этого облаченія не возглашаются ектеньи, не даются возгласы, не берутся въ руки священные предметы. Разумѣется, что безъ нея невозможно никакое богослуженіе.
      Что же обозначаетъ этотъ длинный передникъ, такъ необходимый служителю Христову для выполненія своихъ задачъ? Отвѣтъ поищемъ въ молитвахъ, которыя священникъ читаетъ при облаченіи передъ главной своей службой - Божественной Литургіей. Для ея совершенія онъ долженъ послѣдовательно одѣть на себя весь комплектъ священническихъ одеждъ - подризникъ, эпитрахиль, набедренникъ, палицу, поясъ, поручи и фелонь. При этомъ, на каждый предметъ читается опредѣленная молитва, отражающая суть происходящаго момента облаченія.
   
Послѣ нижняго бѣлаго платья, на которое одѣваются всѣ детали верхней парчовой ризы (потому называемаго подризникомъ), сѵмволомъ «брачной одежды», налагается эпитрахиль. Современный служебникъ предлагаетъ по этому поводу слѣдующую молитву: «Благословенъ Богъ, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко мѵро на главѣ, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его». То, что одѣваніе этой одежды символизируетъ схожденіе Благодати, это, конечно, хорошо. Только къ чему здѣсь Ааронъ? Ветхозавѣтное священство (по чину Аарона) какъ бы давно упразднилось, причемъ упразднилось самимъ Спасителемъ, который сталъ Іереемъ по чину Мелхисидека. Новое священство не имѣетъ ничего общаго съ древнеиудейскимъ, требовавшимъ принесенія кровавыхъ жертвъ. Христосъ, страдавшій и умершій на Крестѣ - Непреходящая, Великая и Единственная Жертва, въ воспоминаніе которой мы и совершаемъ всѣ наши службы. При этомъ священникъ уже ни въ коемъ случаѣ не  образъ кроваваго жреца Аарона, но самаго Христа Спасителя. И эпитрахиль - это ну никакъ не ефодъ еврейскаго священнослужителя!
     Такъ что же означаетъ на самомъ дѣлѣ этотъ важнѣйшій сѵмволъ православнаго Христова священника? Отвѣтъ находимъ въ древнемъ, дониконовскомъ служебникѣ:



Оказывается, что это веревки, которыми связали Христа и повели къ понтийскому Пилату -  игемону. Замѣчательный,  красочный и  чисто  новозавѣтный образъ! Вотъ гдѣ спрятаны истинныя жемчужины русскаго православія!
        Еще въ XV векѣ при Іоаннѣ III, пріѣхалъ въ Новгородъ жидъ Схарія и занесъ зерна опаснѣйшаго процесса, проявившагося въ то время какъ ересь жидовствующихъ. Тогда усиліями Геннадія Новгородскаго и Іосифа Волоцкого удалось расправиться съ нечестивцами. Но зло не было, да и не могло быть, подчистую искоренено: оно затаилось и спряталось въ глубочайшемъ подпольѣ. При первой же возможности оно оттуда вылазитъ и дѣлаетъ свое поганое дѣло.

      Несомнѣнно, что никоновская реформа, по своей идеѣ  приведенія въ порядокъ церковныхъ книгъ и правилъ -  нужная и правильная затѣя. Но какъ и всѣ хорошія дѣла, попавшія въ руки тщеславнымъ и одержимымъ собственнымъ величіемъ людямъ, дѣлалась незамѣтными сѣрыми кардиналами - жидовскими мышами. Хотѣли какъ лучше, а получилось - какъ всегда. Расколъ въ обществѣ и церкви, постепенная незамѣтная подмѣна понятій въ стилѣ только что обнаруженной, уничтоженіе благочестія и лучшихъ русскихъ традицій - вотъ итогъ дѣятельности «Великаго Государя» Никона.
       Сейчасъ многіе дѣятели сомнительнаго происхожденія опять говорятъ о необходимости новой реформы въ церкви: молъ, непонятный языкъ, старый стиль, отжившіе свой векъ порядки…  Параллельно идетъ централизація церковной власти, усиленіе роли патріарха, укрѣпленіе политическихъ позицій  патріархіи.  Не напоминаетъ вамъ это что-то отъ тѣхъ далекихъ временъ патріарха-реформатора?
          На самомъ же дѣлѣ нужна не реформа - нужна антиреформа. Давно пора поднять вопросъ о пересмотрѣ никоновскихъ исправленій, сдѣланныхъ въ свое время поспѣшно и бездарно, а иногда и откровенно со злымъ умысломъ. Это послужитъ и къ преодолѣнію многовѣкового раскола въ нашей церкви, который сочится  кровавой раной на ея тѣлѣ.

АКТУАЛЬНО

Previous post Next post
Up