Сегодня - память преподобного Иосифа Волоцкого, ересь "жидовствующих" искоренившего

Oct 31, 2011 16:23

 
     
В трудное для Русской Церкви время, примерно в 1440 году, Господь даровал нам великого подвижника благочестия преподобного Иосифа, игумена Волоцкого и всея России чудотворца. Сегодня Святая Православная церковь  празднует память этого Святого. При этом, в первую очередь, вспоминая его, как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями.
    Преподобный Иосиф - один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия. Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания. Как все церковные писания, вдохновленные благодатью Святого Духа, они продолжают быть источником духовной жизни и ведения, сохраняют свою богословскую значимость и актуальность. 
    Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого, пожалуй, самым главным в его жизни, была его борьба против ереси жидовствующих. "С тех пор как равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород", - пишет в "Просветителе", главном своем богословском труде, преподобный Иосиф.  "Книга на еретики" или "Просветитель" состоит из 16 Слов, которым предпослана в качестве предисловия "Повесть о новоявившейся ереси". Слово первое излагает церковное учение о догмате Пресвятой Троицы, второе  -  об Иисусе Христе, третье  -  о значении в Церкви пророчеств Ветхого Завета, четвертое - о Боговоплощении, пятое - седьмое - об иконопочитании. В словах восьмом - десятом преподобный Иосиф излагает основы христианской эсхатологии. Одиннадцатое слово посвящено монашеству. В двенадцатом доказана недействительность проклятий и прещений, налагаемых еретиками. Последние четыре слова обсуждают способы борьбы Святой Церкви с еретиками и средства к их исправлению.
    Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти. В православной Руси творились немыслимые бесчинства, со скорбью описанные преподобным Иосифом в его "Просветителе".  Он обличал всех, кто был причастен к ереси, не взирая ни на сан, ни на чин.
    Приверженцы этого движения признавали только ветхозаветную часть Библии, в согласии с доктриной иудаизма отбрасывая всю систему христианских новозаветных ценностей: евангельское учение о Боге-Троице, саму Церковь, священство, богослужения, церковные таинства и иконы. Мало того что еретики разлагали древнерусское общество в целом, отметая внутреннюю правду христианского мирочувствия, при этом они к тому же допускали и беспримерные кощунства, цинично попирая религиозные святыни народа. Как сообщают литературные источники, «еретики новгородские не только истребляли кресты и иконы, но выдумывали различные способы оскорбления этих священных предметов: кусали их, бросали в скверные места, спали на иконах и мылись на них, обливали их нечистотами, навязывали кресты воронам на хвост».
    Эта ересь далеко и глубоко пустила свои сатанинские корни и по своей сущности была и есть такая страшная, что если бы не всесильная помощь Божия, то неизвестно, как бы закончилась на рубеже XV-XVI вв. история нашего Отечества и Церкви. Этой жидовской ересью были поражены даже верхние слои Российского государства того времени - великий князь Иоанн III, его невестка и придворные, священнослужители и даже предстоятель Русской Церкви - митрополит Зосима.
     Живое народное чувство благоговения перед святостью Православия было всем этим глубоко уязвлено и унижено, и потому понятно, что в те - весьма крутые - времена общество и расправилось с еретиками достаточно сурово. После осуждения их Московским Собором 1503 года некоторых из них  казнили.  
    Продолжателем этого святого дела явился царь Иоанн IV Грозный. Он был грозен не к своим соотечественникам и подданным, а был грозой для бесов и врагов Русского Православия. Поэтому до сих пор масоны и враги Православной Церкви не могут простить благочестивому царю Иоанну, что он очищал Русь от этих врагов государства и приспешников сатаны. До сих пор отрицают его неоценимую роль и значение на благо Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Но и он не добил всех врагов России. Даже Сталин его за это укорял, что, мол, царь Иоанн Грозный не добил пяти боярских семейств…
    В XX веке, по известным причинам, память  угодника Божия преподобного Иосифа не вполне была востребована.  Но сегодня надо извлекать из-под спуда его труды, прославлять и молиться ему, чтобы он своим заступлением помог нам преодолеть все смуты и заблуждения, которые вселяют в наши сердца и души те же самые еретики, с какими боролся  этот угодник Божий.
______________________________________________________________________________     
    Составлено с использованием материалов     архимандрита Петра (Кучера)  (http://3rm.info/567-chudotvorec-iosif-borec-s-eresyu.html

патріотизмъ, сіонизмъ, богословіе, святые, исторія, еретики

Previous post Next post
Up