Путешествие в Тарту

Aug 20, 2017 16:14

Мы давно хотели увидеть живьём этот город, старейший в Балтии и самый любимый в Эстонии, город Юхана Шютте, Урбана Йерне, Юрия Лотмана и других наших знаменитых ингерманландцев. Кроме того у нас была цель - передать сборники с материалами той самой исторической конференции (к 400-летию Ниеншанца) Пирет Лотман, доктору теологии Тартуского университета и автору статьи в этом сборнике.

Итак, у нас было два свободных дня, и мы решили съездить на машине как можно более экономно, поэтому заранее нашли недорогую гостиницу и тщательно продумали маршрут. Ехали через Нарву, где прошли границу за 5 минут! Это стало для нас полной неожиданностью, так как все пишут, что стоят там часами (может нам повезло, а может из-за того что было раннее утро буднего дня).

Пляж в Силламяэ

Доехали до Силламяэ, где обнаружили красивый и совершенно безлюдный галечный пляж. Здесь мы позавтракали, покидали «блинчики» в море и двинулись в сторону озера Пейпус. Дороги в Эстонии прекрасные - до Тарту мы домчались в момент и отправились искать нашу гостиницу. Это оказалось непросто. В центре Тарту многие улицы односторонние, мы долго крутились вокруг нужной нам Kastani, и никак не могли туда попасть. В итоге, через 2 часа (!) мы всё-таки оказались у красивого деревянного дома в стиле модерн, памятника архитектуры начала XX века.

Kastani, 3

Вся улица Кастани малоэтажная и старинная, там можно бродить часами и любоваться архитектурой, как было когда-то у нас в Лисьем Носу, когда большинство старых деревянных дач ещё стояло на месте. Кстати, в таких вот старых кварталах Тарту запрещено ставить стеклопакеты, и мы не видели ни одного кондиционера на фасадах.

Номер обошелся нам в 35 евро. Гостиница B & B, типа хостела, но очень уютно, чисто, красиво - все эти модЕрновые двери и окна, лестница, садик с розами и котами, и, главное, совсем рядом с центром, так что рекомендуем: Kastani, 3. В гостинице были только мы и хозяйка дома - Эйви, до этого 30 лет проработавшая учительницей русского языка. Эйви приготовила нам вкуснейший завтрак и рассказала, что комнаты в доме уже много лет в основном снимают петербуржцы - разная профессура и творческие люди, так что мы оказались в правильном месте)). Позднее мы, вечные шлимазлы, т.н. «петербургская интеллигенция», отплатили ей чёрной неблагодарностью - случайно увезли ключ от номера. Пришлось высылать потом из Питера ценной бандеролью.

Домский собор

Встреча была назначена у Тартуского университета, так что по дороге мы забрались на главный городской холм Тоомемяги, побродили под готическими полуразрушенными сводами великолепного Домского собора, одного из самых старых в Эстонии (его начали строить в 13 веке).

И, конечно, навестили нашего ингерманландского губернатора, барона Дудергофского, Юхана Шютте (в Тарту произносят Скютте). Рядом с памятником Шютте нашли ещё одного старого знакомого - Йоханнеса Гезелиуса, пастора церкви Ингрии в 1680-х гг., о нелёгком служении которого как раз и писала в своей статье Пирет Лотман.

Известно, что Тарту - город студентов, действительно, здесь очень много молодёжи, открытой и доброжелательной, и все свободно говорят на английском.

Нам посоветовали поужинать в студенческом кафе рядом с университетом. Там оказалось не так дорого, как в других кафе в центре, местная кухня, вкусное пиво и приятная музыка.

После ужина мы допоздна гуляли по Тарту и снимали его улочки, деревья, памятники и прочие красоты. Здорово, что здесь сохранилось так много деревянных домов, и вообще Тарту очень уютный, спокойный, зелёный и фантастически интересный (по-честному, он нас вдохновил даже больше, чем Таллин).

Ратушная площадь

Памятник королю Густаву Адольфу

Чертов мост

Тартуский кукольный театр

Старый Тартуский вокзал

Вот такое тартуское граффити, там их очень много, только немного жаль старые брандмауэры

Советский люк в старом городе

Утром мы решили забронировать очередь на границе на вечер - в Нарве предлагалось только в 01.00. ночи, поэтому забронировали в Койдула, это обошлось в 5 Евро (бронирование + зона ожидания + смс). После завтрака выехали из Тарту и двинулись опять в сторону Пейпуса, чтобы посмотреть по пути к границе деревни староверов и искупаться.

Мельница по дороге из Тарту

По дороге остановились в Ряпина (Räpina), зашли в старинную кирху 18 века с петушком на шпиле (ряпинский приход 17 века). В Ряпина до сих пор работает одна из старейших бумажных фабрик Европы, но мы об этом не знали, увидели ее уже только на фото в Википедии.

Кирха Св. Михаила в Ряпина

Люстры в ряпинской кирхе такие же, как в Ниене

Бумажная фабрика в Ряпина (фото из Википедии)

После Ряпина завернули в Березье (Beresje) - маленькую чистенькую староверческую рыбачью деревушку на стыке двух озер - Пейпуса (Чудского) и Псковского. В деревне не было ни души, может все ушли на рыбалку или лук в полях собирали (это здесь главные занятия). В компании обрадованных нашим приездом слепней мы бодро искупались в древнем Пейпусе и двинулись к границе.

Березье

Индеец-старовер? в Березье

Купание в Пейпусе

Как оказалось, напрасно мы бронировали очередь в Койдула - перед нами не было ни одной машины и мы прошли эстонскую границу за 2 минуты, потеряв 350 руб. А вот на русской таможне было не так весело - стояло где-то с десяток машин, но таможенники передвигались как сонные мухи, фургон одного эстонца потрошили больше часа. В итоге, здесь мы простояли 2 часа, но в любом случае, это не сравнить с нарвским переходом на выезд, и если ехать из Эстонии на машине всё-таки Койдула - самый оптимальный вариант.

В целом, у нас, как всегда, не получилось съездить экономно, но это не так важно. Нам очень понравился Тарту, надеемся, что как-нибудь снова туда поедем, потому что одного дня для этого чудесного города, конечно, мало.