Национализм отвратителен? Да, особенно у нас, на русской почве, наци как-то сами собой увязываются с понятием фашизм. А фашистов наши отцы и деды побили в сорок пятом. А если надо будет, то и мы побьем. Пусть только попробуют сунуться.
Но понятие национальная идея не вызывает такого отторжения. Национализм и национальная идея - что это? Или по-другому: национализм и патриотизм - где разница? Вспоминается эпизод из фильма Михаила Ромма «Александр Невский», где один предатель замечает, что для него: «где спать лег, там и Родина».
Но времена меняются. Анальная фаза развития сменилась Кожной. Теперь ценности стали иными? Ой ли? А как же российский уретрально-мышечный менталитет?
Есть люди, полагающие, что после заката Советской власти нам навязываются Кожные ценности. А можно ли их навязать? Как соотносятся ценности этого вектора и менталитеты различных стран (конечно, в том случае, если менталитет у страны есть)?
Понятно, что анальный и кожный вектора контрарны. У арабских стран менталитет анальный. Но фаза-то развития человечества теперь Кожная. Как же людям при анальном менталитете живется с кожными ценностями?
Национализм - проявление анального вектора, причем, в состоянии фрустрации. Анальный вектор, кстати, в неразвитом состоянии формирует гомосексуалиста. В педофилию может потянуть мужчину с этим вектором и в случае, когда он не реализован в профессии и жизнь его окунает в стресс.
Господа нацисты! Вы не хотите признаться в своей однополой любви к господину Гитлеру? Ха-ха-ха!
Но дело может и не дойти до смеха, хотя высмеять мерзавцев - самое бы им то. Нацизм - это лагеря смерти, это газовые камеры с тысячами сгоревших. Нацизм - это горе и несчастье для большинства, и процветание - для единиц. Но, быть может, в мире есть аналогии? Как не быть!
Часто кажется, что не может быть того хуже, чем бесцеремонность. А ведь на войне не церемонятся. В драке какие могут быть церемонии? Нацизм и церемонии? Как-то не вяжется.
Хотя почему? Избранная раса, с ней как раз и разводятся церемонии, ради нее живет весь остальной мир. Он призван обеспечивать избранную расу всем, что представителям ее заблагорассудится; всем, что нужно и нужно не особенно.
ПатриотизмПатриотизм многолик, у него богатейшая история. К примеру, были античные города-государства, так вот с ними связывают так называемый полисный патриотизм. Имперский патриотизм служит лояльности и сочувствию правительству. Есть патриотизм, приравненный к национализму, он называется этническим. В основе этнического патриотизма лежит любовь к своему народу. Любовь к своему государству у государственного патриотизма. Напыщенностью и откровенной глупостью отличается квасной, который еще называют ура-патриотизмом. А, по сути, патриотизм строит благополучие одной нации на эксплуатации других.
Патриотизм был категорически отвергаем еще Диогеном, он, как известно, объявлял себя гражданином мира. Согласно универсалистской этике, человек связан нравственными узами со всем миром. Но, как сказал патриарх Алексий Второй, человек мира - это то же, что бездомный человек.
Дом - это не только крыша над головой. Дом - это еще и ответственность. Ответственность людей, живущих под одной крышей, друг за друга и друг перед другом. Ответственность за порядок в доме. Ответственность за достаток и обеспечение. А чувство патриотизма наполняет каждого человека ответственностью за жизнь своей страны. Без патриотизма нет и ответственности. По мнению патриарха, не имея в своем сердце любви к своему народу, человек и Бога не сможет полюбить.
Получается, что пока существуют государства, будет необходимость и в патриотизме. Притча о блудном сыне, с любовью принятом отцом под кров родного дома, символизирует истину о том, что человек не может существовать без корней, без Родины.
Лев Толстой называл патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Патриотизм, по убеждению Льва Николаевича, порождает войны и служит механизмом угнетения в государстве. Толстой был убежден в том, что патриотизм глубоко чужд русскому народу.
Каждый из нас понимает, что война - это зло, это дурно. А патриотизм? Что патриотизм - это плохо, согласятся многие из нас. Но с малюсенькой такой оговоркой: есть дурной патриотизм, а есть тот, которого придерживаюсь я. Так вот мой патриотизм - он хороший. Он не завоевательный. Тогда, согласно тому, что мой патриотизм удержательный, я стремлюсь сохранить завоеванное ранее, так?
А прежние завоевания состоялись насилием и убийствами. Более того, и удержание завоеванного стоит на насилии. Не без основания можно утверждать, что чувство патриотизма объединяет народ, но, как ни странным покажется, мысль эта противоречива.
Когда бы патриотизм был одним на всех, объединяя и сплачивая людей, он был бы, несомненно, благом. На самом деле патриотизм одних приносит благо людям одного народа, но может нести зло и гибель другому народу. Он разный, патриотизм, и служит как раз не соединению людей, а их разобщенности.
Быть может, все вышеупомянутое - атрибутика фазы развития Анальной. Но она завершилась, теперь мы в Кожной фазе, институт брака, как показывает системно-векторная психология, с высокой вероятностью постепенно отомрет. Религии исчезнут. Необходимость «любить Бога» сменится любовью иной. Да и государства в нынешнем формате также канут в лету.
Что будет взамен? Общая чаша, благоденствие и счастье каждому? или по великолепной фразе Рэдрика Шухарта из «Пикника на обочине»:
?
Однако!
Разве это возможно в Кожную фазу? Это похоже, скорее, на Уретральную! Как же быть с патриотизмом? Может быть, следует еще раз перечитать всего Льва Николаевича Толстого?
Автор: Юрий Аленко, копирайтер, Санкт-Петербург
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Click to view