"Прекрасный мир" или один час песочной терапии

Feb 13, 2015 19:29




- Лена! Не могу больше! Возьми ее сделай что-нибудь! Всех детей перелупила, - влетела ко мне в кабинет воспитатель и по совместительству моя подруга.

- Кто? - спрашиваю я.

- Настя, твоя, - отвечает мне она.

Настя действительно вызывает у меня теплые чувства: худая, с большими серыми глазами, темноволосая, подвижная, ум цепкий, язык «острый».

Если объективно: девочка напряжена, насторожена, недоверчива, на незнакомцев смотрит исподлобья. Во взаимоотношениях использует лучший способ защиты - нападение. Часто забирает у детей игрушки. Когда игра ведется не по ее правилам, Настя дерется и кричит, чтобы восстановить «справедливость». Засыпает она плохо. На занятиях все время ерзает на стуле, качает ногами, вертится, трогает руками соседей. Если воспитатель делает ей замечание, девочка насупливается, а иногда может скорчить рожицу в ответ, да такую, что хохочут все дети…

Я захожу в группу. Настя насупленная сидит на стуле, руки сжаты в кулаки.

- Настя, здравствуй, - большие серые глаза «выстрелили» в меня исподлобья, - вижу настроение у тебя сегодня сердитое, - (надо же нотаций не читаю) выражение лица девочки становится чуть мягче, она кивает, - пойдем ко мне, будем настроение тебе улучшать.

Настена встает, облегченно вздыхает, берет меня за руку и мы направляемся в мой кабинет.

- Настя, предлагаю на выбор: лепить, рисовать, или с песком поиграем? - девочка садится на диван, поджав под себя ноги.

- Я думаю тебе трудно определиться, - «иду я в наступление», - тогда давай просто с песком поиграем, - я погружаю свои руки в песочницу, начинаю зарывать их глубже, потом поднимаю вверх, зажав в кулаках песок, медленно сыплю песочные струйки вниз, - хочешь как я?

- Нет, - качает головой Настя.

- А как хочешь? Покажи…

Девочка с силой погружает руки в толщу песка, стискивает кулаки.

- Здорово, еще. У тебя так сильно получается. - Настя делает еще несколько резких погружений. - Еще можно зажать в кулак как можно больше песка и резко разжать руки, посмотрим, что получится… - девочка прислушивается к моей идее, получился небольшой песочный шторм.

- Я хочу вместе с тобой играть. Можно? - Настя кивает, - вот мы уже вместе прячем руки в песок, сыплем его друг другу на ладони, на тыльную сторону рук: струйки то совсем тоненькие, то широкие и песок сыплется очень интенсивно.

Моя задача на данном этапе помочь девочке выплеснуть негативные эмоции с помощью активных, резких физических воздействий и сенсорных ощущений, потом стабилизировать ее эмоциональное состояние, ритмизируя, уменьшая интенсивность телесных ощущений и манипуляций с песком в песочнице.

Дыхание Насти становится равнее, движения мягче, спокойнее, напряжение уходит с лица, сердитая складочка у бровей разглаживается…

Я думаю теперь можно предложить девочке построить мир.

Я произношу инструкцию: «Настя, на полке много игрушек. Выбери, те которые тебе нравятся. Построй в песочнице свой мир, такой, чтобы можно было сказать: «Да, - это мир Насти…»

Девочка подходит к полке, начинает выбирать игрушки. Она не складывает их в корзинку, а сразу ставит в песочницу. Песочницу себе выбрала не стандартную 50х70, а игровую квадратную, в которой песка побольше.

Выбор игрушек тоже достаточно интересный: разноцветные круглые камешки, бабочка, пауки, осьминоги…

Сначала слегка разравнивает поверхность песка, потом кладет на нее круглые камешки, затем расставляет насекомых.

- Все, мир готов, улыбается Настя.

- Как называется твой мир? - спрашиваю я.


- Прекрасный мир! - отвечает Настя.

Мы беседуем о том, кто живет в этом мире, как они друг к другу относятся, всего ли хватает обитателям мира?

Настя рассказывает мне о прекрасной бабочке, которая живет в окружении пауков. Бабочка смелая, может сама за себя постоять, она сильнее пауков. Поэтому пауки ее не трогают и дружат.

- Настя, скажи, ты знаешь, чем питаются насекомые? - спрашиваю я, Настя кивает. - А где осьминоги и крабы живут? - не унимаюсь я, девочка смотрит на меня.

Потом берет цветы, расставляет их в углах песочницы, - Все, теперь это точно «прекрасный мир», они разные и дружат. Пауки могут научиться пить нектар с цветов, а крабам можно водоросли есть, не обязательно все время охотится, - говорит Настя улыбаясь.


Умиротворенная, девочка разбирает мир в песочнице, разглаживает песок. Я отвожу ее в группу. Дети собираются на прогулку. Настя сама предлагает помощь малышам. Голос ее стал тише, движения более плавные

Имя девочки изменено

Дети в песочной терапии, Воспоминания, Психолог в системе, наблюдения

Previous post Next post
Up