® Моя статья в YogaLife: Yogaнаправление. Йога Айенгара

Jul 06, 2007 23:45


Статья была опубликована в номере YogaLife. Весна 2007
Мой первоначальный вариант ДО редакции был таков.

АлЁна Куликова.

Йога Айенгара: путь к свободе и осознанности.
Еще с середины прошлого века Б.К.С. Айенгар для всего мира был и остается посланником древнеиндийского знания самосовершенствования, ранее доступного лишь немногим избранным. Во всем мире понятие йоги неразрывно связано с его именем, как создателем собственного метода преподнесения знаний о йоге. Перенесенная на Запад и адаптированная специально для европейских людей техника йоги Айенгара является стройной системой методов физического развития человека и абсолютно лишена религиозных подтекстов. Конечно, для индусов йога - это часть религии, но даже в Индии отношение к йоге как к части религии не повсеместно. Нелегкий путь Айенгара вйоге был в постоянной практике и проверке всех терапевтических действий йоги на собственном опыте, в создании собственной техники преподавания поз (асан) и дыхательных упражнений (пранаямы) - простой, понятной и доступной для всех людей. Этот метод по-своему уникален и на фоне других школ хатха-йоги существенно отличается рядом характерных особенностей и серьезными методическими наработками по физическому развитию и йоготерапии.

Так в чем же заключаются эти особенности? Прежде всего, стоит отметить основной принцип: развитие практики йоги по технике Айенгара происходит от простого к сложному. В начале особое внимание уделяется позам стоя, хотя их в хатха-йоге считают самыми простыми. Позы стоя хорошо развивают тело физически и готовят к правильному освоению более сложных асан и пранаямы, которые постепенно включаются в практику начинающего. Эти, кажущиеся простыми позы дают возможность вновь «познакомиться» со своим телом, найти те зоны в собственном теле, которые плохо подчиняются сознанию или не ощущаются вовсе. Айенгар подчеркивает, что залог правильного выполнения любой асаны - равномерное вытяжение во всем теле, при этом происходит осознанная работа со всем телом от стоп до макушки головы. Сознание полностью погружается в асану, присутствуя во всем теле одновременно, достигая неощущаемых зон. При таком исполнении даже самая простая - поза Горы (Тадасана) требует серьезных усилий. Для начинающего тяжело уследить и за двумя-тремя пунктами работы в асане, что уж говорить о равномерном вытяжении всего тела! Для облегчения такой сложной задачи в технике йоги Айенгара работа в асанах проводится статично, позы фиксируются на определенный период времени, за который начинающему проще проникнуть сознанием в каждую часть тела и внимательно проработать внутренние движения, при этом терапевтический эффект асан усиливается. А чтобы каждый, вне зависимости от своего физического развития, состояния здоровья и особенностей строения тела, смог выполнить позы и сохранить свое тело в правильном положении на протяжении нужного периода времени, в йоге Айенгара применяются в качестве опор и подставок различные материалы и приспособления. Для получения благотворного терапевтического эффекта как на организм в целом, так и на отдельные части тела и внутренние органы очень важно не только правильно выстраивать позу, но и понимать правильность внутренней работы тела. При объяснении выполнения асан, которое базируется на современном научно-медицинском представлении о внутреннем строении тела человека, Айенгар прибегает к простым, понятным, но одновременно образным и точным указаниям и выражениям, четко руководствуясь которыми можно воспроизвести позу правильно. Это особый язык, который характерен только для техники йоги Айенгара, - объяснения необходимых внутренних движений и сопровождающих их ощущений в теле словами, образами, благодаря чему метод выполнения того или иного внутреннего движения понятен со слов преподавателя, даже если его невозможно наглядно продемонстрировать, его вполне реально осознать на слух. Конечно, такое нельзя сказать о названии поз, которые, по традиции, произносятся на санскрите - древнем и уже «мертвом» языке и звучат крайне необычно. Санскрит в йоге, как латынь в медицине, используется для технологического обозначения терминов и методик.
Статичное выполнение поз с необходимыми опорами, которое сопровождается подробными объяснениями, стремление к равномерному вытяжению тела в каждой позе, постепенное усложнение практики и индивидуальный подход к каждому практикующему - все это делает йогу Айенгара доступной практически для всех. И у каждого есть шанс, независимо от возраста и здоровья, попробовать и получить вполне реальные результаты в улучшении своего физического состояния. Техника йоги Айенгара заставляет тело работать на человека и здесь дело не в борьбе и победе сознания над телом, а в дружественном подчинении тела сознанию. Это помогает человеку не только стать хозяином в своем теле, но и восстановить внутреннюю гармонию, психологическую уравновешенность, упорядоченность в жизни, т.е. жить свободно и осознанно в полном смысле этих понятий - свободы и осознанности.
В России одним из первых получивших личное разрешение Б.К.С. Айенгара на преподавание йоги по его методу стал Московский Центр йоги Айенгара, основанный в 1993 году. Центр представляет собой современное светское заведение, предлагающее всем желающим улучшить свое здоровье классы йоги по методическим программам, одобренным Айенгаром как соответствующие его школе преподавания йоги. У Центра есть собственная сеть уютных залов, оборудованных всеми специализированными материалами, в которых регулярно проходят разноуровневые занятия с полным комфортом для посетителей. Центр также проводит курсы подготовки преподавателей, благодаря чему, в России существенно увеличилось количество преподавателей, получивших сертификаты Института йоги Айенгара (г. Пуна, Индия), и этот факт уже позволяет говорить о преподавателе йоги Айенгара как об обычной профессии. Странный  образ индийских йогов-аскетов - сегодня лишь древняя картинка из индийских легенд. Преподаватели йоги Айенгара - обычные люди, как и представители других профессий, реализующие свои таланты, способности, знания и получающие доход от результатов своего труда. Однако все преподаватели отмечают, что их регулярная практика йоги Айенгара оказывает существенное положительное влияние на качество, образ и стиль жизни. Вредные привычки постепенно уходят, а взамен устанавливается здоровый образ жизни, правильный режим и качество питания, восстанавливаются чувства внутренней свободы, связи и близости с природой, гармония в общении с людьми и с самим собой. Со временем, благодаря правильной практике, для преподавателя йоги это становится частью натуры - искренность,  сострадание, чуткость по отношению к людям и добродушие. А без этого преподавать йогу никак нельзя! Ведь на занятиях преподаватели каждую минуту сталкиваются с необходимостью оказывать помощь людям, дать добрый совет, а иногда приходящим в класс йоги необходимо просто понимание и ободрение. Яркий пример тому - руководитель Московского Центра йоги Айенгара Елена Ульмасбаева, одна из опытнейших преподавателей йоги Айенгара в России. Семья, дети, обычные человеческие ценности, материальное и душевное благополучие - все эти аспекты и стремления присутствуют в жизни преподавателя йоги Айенгара, как и обязательный принцип этой профессии - максимально точное воспроизведение метода школы Айенгара. Опыт убеждает, что этот метод работает. 

®, статьи, мое творчество, йога

Previous post Next post
Up