® Моя статья о йоге: Йога оказалась тем, что называют «моё».

Jul 06, 2007 23:25


Хочу начать хорошую традицию - публиковать в ЖЖ свои статьи, которые рассылаю куда-либо. Надеюсь, это хоть как-то защитит мои авторские права...
Начну с самой первой статьи, которую я отправляла в Московский центр йоги Айенгара, чтобы они оценили мои способности как публициста. Проба пера, так сказать... Эта статья не была нигде опубликована. Пока.

АлЁна Куликова.

Мое первое занятие йогой.

Йога оказалась тем, что называют «моё».

Сами знаете - в современном мире людям приходится нелегко и каждый скажет - в большом городе психологически очень тяжело жить. А жить хочется. И желательно жить хорошо, качественно хорошо. Но как это сделать, когда внутренних сил, данных от природы, сопротивляться невзгодам уже не осталось?
Я столкнулась с этим вопросом в один из наиболее тяжелых моментов моей жизни. Знаете, так иногда случается, когда в одной точке все сходится и беда не приходит по одиночке. Разрыв с любимым человеком, проблемы на работе и надвигающаяся защита диссертации накрыли меня с головой тучей переживаний, бессонных ночей и добили внутренним нервным перенапряжением, которое длилось несколько месяцев. Результат не заставил себя долго ждать - появилась неприсущая моему характеру нервозность в восприятии мира и общении, мне вообще стало тяжело с людьми, а людям - со мной, я стала бояться всяческого общения и избегала его. Понимая, что так продолжаться больше не может, тем не менее, решения этой проблеме я не находила, хотя осознавала, что такое решение должно быть, и оно должно быть необычным, другое в моей ситуации вряд ли помогло бы. И оно появилось.

Увидев рекламу клуба восточного фитнеса, я решила, что, безусловно, восточные искусства не решат моих личных проблем, но помогут мне восстановить силы, а дальше я смогу все сама. На сайте клуба был богатый выбор видов восточного фитнеса: и вьетнамское боевое искусство вин-чун (просмотрев фото с занятий, я сразу же вычеркнула его из списка - физически это было для меня слишком тяжело, а хотелось, наоборот, расслабиться), и тай-чи или тайци-цюань (китайская энергетическая гимнастика - очень меня заинтересовала, тем более я хоть что-то про это читала, когда увлекалась фэн-шуй), и йога (вообще понятия не имела что это такое, поэтому даже не обратила на йогу никакого внимания), и танцы живота (простите, но танцевать мне как раз в это время ну ни как не хотелось). Выбор был сделан - займемся тай-чи! И я отправилась в клуб закупаться абонементами и начать занятия. 
В клубе меня встретила очень эксцентричная (как мне показалось) девушка-администратор. Я сперва решила узнать у нее побольше о том, что же такое тай-чи, поскольку я ни разу не видела, как этим занимаются и все мои познания заключались в скудной информации из прессы, книг по фэн-шуй и, естественно, из сайта клуба. Однако, в ответ на заданные мною вопросы, я услышала слова, очень меня удивившие: «Вы знаете, я Вам рекомендую сначала походить 3 месяца на йогу, где Вам помогут поставить координацию тела, потом попробуйте тай-чи, там Вы научитесь управлять своей энергией, а потом - можно даже попробовать и вин-чун! У нас преподают йогу Айенгара очень опытные учителя из Московского центра».
На йогу? А что это такое? Как ни странно, но ответ «Вам наверняка понравится, йога очень полезна, Вы приходите и увидите» почему-то меня удовлетворил и, совершенно неожиданно для себя, я записалась на йогу сразу на 3 месяца даже понятия не имея, что это такое. Единственное, что я поняла - там занимаются босиком…
Радуясь, что можно сэкономить на спортивной обуви, я спешила на свое первое занятие по йоге, даже не подозревая какое неизгладимое впечатление оно на меня произведет. Впереди меня ждал целый ряд открытий, которые во многом повлияли на мое мнение о собственном существовании и образе жизни. Стоит заметить, что поскольку я опоздала на первое занятие на 10 минут, то открытие, которое должно было быть первым в йоге - сукхасана, для меня произошло лишь на втором занятии, когда я была уже пунктуальнее и пришла вовремя. Оказалось, сидя с прямой спиной без опоры все-таки можно расслабиться! Правда, это получалось всего-то на несколько секунд.
Опаздывая на первое занятие (а опоздания для меня последние несколько месяцев стали почти нормой), я поняла, что у меня нет времени заранее поговорить с преподавателем йоги и предупредить, что я на йоге впервые, как мне советовала администратор. В этом клубе класс йоги посещали люди разного уровня практики, и преподаватель должен быть предупрежден, чтобы уделить новеньким особое внимание.

Стоять прямо - это нечеловечески сложно!!!
Когда я вошла в зал, то увидела, что все стоят на ковриках, согнувшись «в три погибели», кто как может, со сцепленными за локти руками. Причем, пока я по возможности тихо пробиралась к материалам и раскладывала на свободном месте коврик, уттанасана (а именно так произнесла преподаватель) продолжалась.
Присутствующие взглядом между своих ног следили за моими попытками тихо занять свободное место и принять такое же, как и у них, положение тела. Почему-то некоторые из них улыбнулись. Видимо, что-то не то делаю. Ой! И преподавателя забыла предупредить. Я выпрямилась и тихо подошла к преподавателю. «Извините, я сегодня первый раз, Вы мне подскажете, что и как делать?». Преподаватель Татьяна Толочкова серьезно посмотрела на меня и сказала повторять за всеми, внимательно слушая, что она говорит. Как все просто. Смотри-слушай-повторяй!

«Встаньте в центре коврика, и снова Тадасана, поза горы» - продолжила Таня. Странное название вновь меня смутило. Что делать при этой позе горы? Крутя головой из стороны в сторону, я так и не поняла, в чем суть - все ученики просто стояли в центре коврика. Это все? Тадасана? А-а, руки слегка развести в стороны. Ой, стопы вместе. Но так не удобно. А! Пятки слегка раздвинуть (так действительно проще стоять), большие пальцы стоп вместе, центр тяжести над сводом стоп, старайтесь переводить центр тяжести с пальцев ног ближе к пятке - меня начало слегка «водить» из стороны в сторону в процессе поймать этот центр тяжести над сводами стоп. Втянуть внешние голени (это где?), подтянуть вверх колени (это как?), толкайте передние бедра назад (почему? - так же стоять неудобно, равновесие теряется). Мгновенно простое оказалось сложным, миллион вопросов вихрем пронесся в голове, а главное - я стала осознавать, что если я слежу за центром тяжести, то колени уже не подтягиваются, тяну колени - начинают сильно белеть пальцы ног и Таня слегка отклоняет назад, к пяткам мой накренившийся корпус. А у меня в голове уже крутилась только одна мысль: «Ведь стоять прямо - что могло бы быть проще? Но оказывается, это нечеловечески сложно!!! Хотя прямоходящим существом во всем мире является только человек!».

Как научиться держать уши между локтями.
Поза треугольника меня не так сильно впечатлила, кроме того факта, что когда я попыталась следовать всем указаниям преподавателя, мое равновесие было почему-то безвозвратно потеряно, и я стояла, раскачиваясь в попытке вновь обрести баланс. А все вокруг достаточно ровно стояли без явных проблем с равновесием. Итогом было повторение Таней указания, сделанного персонально мне, «слегка отодвинуть переднюю ногу назад, чтобы ее пятка была на одной линии со сводом задней стопы». Прочувствовав на себе, я лишь тогда осознала весь смысл этой фразы! Я поняла, что описание как делать позу - это особый язык, к терминам и выражениям которого еще нужно привыкнуть. И мозги мои начали слегка закипать в попытке уследить за смыслом всех слов, произносимых преподавателем и одновременно воплотить это на деле, точнее в теле. Это было самым сложным - превратить слово учителя в правильное движение мышц. Знакомые слова не ассоциировались с их значениями. Но через некоторое время мозг уже начал привыкать к правилам этой новой игры и я даже начала получать удовольствие, если вдруг успевала своими движениями за словами преподавателя.
И вновь от простого - к сложному. Правда, в начале ничто не предвещало сложностей. Мы сели на пятки, слегка развели колени и просто наклонились вперед, вытягивая руки ладонями вниз. Я практически легла на пол, расслабилась, поскольку предыдущая борьба моего тела со словами указаний преподавателя мне далась нелегко и уже ощущалась небольшая дрожь в руках. Захотелось закрыть глаза, но я не успела. Слова учителя стали заставлять работать даже в таком расслабленном положении. Сначала указания касались вытяжения рук, боковых частей тела, потом я с запозданием обратила внимание, что позвоночник должен вытягиваться, т.е. голова слегка тянет вперед, а таз в противовес голове должен остаться на пятках. Потом указание «подняться с пяток, перенести вес на руки и разогнуть колени - Адхо Мухо (или Мукхо???) Шванасана… Поза собаки мордой вниз» меня совершенно сбили с толку. Столько указаний по движениям тела на слух одновременно я воспринять не могла. Подняв голову, я начала оглядываться, изучая позы соседей слева - справа, чтобы понять, на что должно быть похоже то, что от меня требуется, пока не услышала фразу Тани, направленную явно в мою сторону: «Не поднимайте головы, взгляд назад, на ноги, держите уши между внутренними локтями». Сочетание слов «уши» и «локти» мне почему-то показалось очень необычным и развеселило, но я сразу же опустила голову и стала смотреть на стопы, стараясь все-таки понять, как должно располагаться мое тело в пространстве, ориентируясь только на слова преподавателя. Старательно отталкиваясь скользящими по коврику руками, я пыталась все-таки «тянуть себя за воображаемый хвостик назад и вверх».
Так я научилась «держать уши между локтями» - ориентироваться в теле не копируя увиденное, а по услышанным указаниям пунктов асаны. Как ни странно, мне стало гораздо легче осознавать свое тело, поскольку внимание больше не отвлекалась вовне, а впервые сосредоточилось на внутренней работе тела. Оказывается, можно понять, что делать со слов учителя, даже не видя, как это выглядит…

Внутренняя пятка - у меня нет такой части тела.
Впервые испытав осознание своего тела изнутри, я нашла этот процесс крайне увлекательным, что начала терять связь своей внутренней работы с голосом преподавателя и, лишь когда Таня уже была около моего коврика, я начала воспринимать ее слова: «Старайтесь тянуть внутренние пятки назад, а своды стоп поднимайте вверх, внутренние пятки - назад!». Внутренняя пятка - я ее вижу, но во мне нет такой части тела… Напрочь отсутствует, по крайней мере, в моем сознании. Моя пятка мне не подвластна. Я долго сражалась силой ума со своим телом, но сигнал так и не прошел до пункта назначения, пока я не почувствовала в этой части тела быстрое легкое касание. Двумя точными касаниями кончиком указательного пальца Таня помогла мне направить усилие в нужную зону. Внутренняя пятка нашлась и даже начала слегка подчиняться мне, правда, с огромными усилиями с моей стороны. От такой титанической работы больше всего болели передние бедра. За этой болью все остальные ощущения просто притуплялись, ноги дрожали, но пытались «вытянуть позвоночник назад и вверх».
Когда мы уже в третий раз выполняли позу «собаки мордой вниз» я была поражена фактом осознания полного несознания в собственном теле. Стало ясно, что таких «terra incognita» для моего сознания, как внутренняя пятка, просто огромное количество. Сколько мест в теле я просто не ощущаю!

Мир вверх тормашками.
Вспомните, сколько раз у Вас в повседневной жизни появлялась необходимость ставить голову макушкой на пол? Ну, пару воспоминаний из детства, может, всплывет, как Вы пытались, сползая с дивана головой вниз, посмотреть в щелку между диваном и полом, куда же завалилась игрушка. И на весь уже прожитый после детства период жизни, вы наверняка не насчитаете и пяти раз. Поэтому для всех нас, если перевернуть голову, мир будет казаться чрезвычайно необычным. И к такому мировосприятию привыкаешь не сразу…
Когда Таня объявила, что сейчас мы будем делать подготовку к ширшасане - стойке на голове (!!!), моя впечатлительная натура слегка дрогнула - чего-чего, а себя стоящей на голове я ни как не представляла. Мне показалось, что именно из-за того, что мне все время придется на занятиях пытаться вставать на голову (а это само по себе уже вызывало внутри меня панический страх) да еще и на глазах у всего честного народа, я решу для себя с йогой расстаться сразу же. Хотя эта мысль вызвала у меня и одновременное сожаление - все, что было до того, как мне предложили поставить голову на пол, мне очень-очень понравилось, но внутренний страх был сильнее.
Страх сменился удивлением и восхищением, когда Таня подробно объяснив подготовку к ширшасане тут же, в центре круга, образованного учениками, мягко оторвав ноги от земли, встала в полную стойку на голове, продолжая при этом ровным голосом вещать, как нужно работать в позе. Глаза у меня наверняка были круглыми. Ну не приходилось мне за всю жизнь сталкиваться ни с чем подобным!
Поскольку в классе были ученики с разным опытом практики от таких новеньких как я, до практикующих йогу более двух лет, то, разбив нас на группы по опыту, Таня одним сказала делать только подготовку, другим - разрешила вставать. Некоторые ученики тоже встали на голову в центре зала. Это я уже наблюдала перевернутой картинкой - мне тоже разрешили очень осторожно попробовать, спросив почему-то, нет ли у меня проблем с шеей. Пошутить в ответ, что я здесь скорее из-за «проблем с головой» я не решилась. И вставать на свою «больную» голову было откровенно страшно. Перевернутый взгляд на мир - признаюсь честно, для меня оказался очень ярким впечатлением. Я забыла про страх, который испытывала еще пару минут назад, наоборот чувство страха сменилось ощущением веселья, забавы и даже какого-то детского любопытства, потому что мир вверх ногами был мне так же незнаком, как и окружающий мир в детстве. Стоит отметить, что для меня все это длилось не более полминуты, потому что эта поза требовала очень больших усилий и я, ощущая мелкую дрожь во всех мышцах, о которых даже не подозревала, опустилась на пятки. Я со страхом подумала - а что же будет, если все-таки оторвать ноги от земли? Меня тут же успокоили - балансировать на голове куда легче, чем стоять в подготовке к ширшасане. Не думайте, что я тогда поверила.
После стойки на голове все начали сооружать на ковриках стопки из одеял. Татьяна подозвала всех к одному из ковриков и открыла секрет этой стопки - один ее край должен быть абсолютно ровным, стопка в 3-4 ровно уложенных одеяла, нужен ремень. Мы будем делать сарвангасану (у меня глаза опять округлились), проще говоря - «березка» (глаза у меня не стали уже - я была удивлена, что, оказывается, в школе я уже занималась йогой). Хотя здесь это уже не была «березка» в привычном понимании физической культуры школьного образца. Дополненная подставкой и ремнем на локтях, по ощущениям это было совсем другое, нечто отличное от школьного упражнения. И после уроков физкультуры не было такого ощущения облегченности и внутренней свободы, которое я ощутила уже лежа на стопке одеял после 1 минуты сражения с телом в саравангасане (больше выдержать я не смогла). Было удивительно, как остальные смогли простоять 5 минут, а потом еще стояли несколько минут после того, как опустили ноги на пол в позу плуга (халасану). Я лежала и прикидывала - а через сколько занятий и я смогу простоять вместе со всеми? Уже на следующем занятии я с улыбкой вспомнила этот момент, выходя из халасаны вместе со всеми - все оказалось не так уж и страшно!

Моя душа - пламя свечи.
Наконец-то я получила то, зачем пришла в класс йоги - заключительная поза оказалась как раз для релаксации, с настораживающим называнием Шавасана, поза трупа. Нет, странное слово шавасана меня уже не настораживало - я уже стала привыкать к странным называниям, хотя запомнить и уж тем более повторить вслух, и даже изобразить эти асаны снова я не смогла бы, сколько не проси. В голове от переизбытка новой информации все перемешалось, но это меня совершенно не напрягало - наоборот мне очень хотелось расслабиться. Пусть даже в позе трупа.
Было очень приятно симметрично расположить намученные асанами части тела на коврике и накрыться одеялом. Очень кстати в зале выключили свет, вокруг стало темно, все, кроме голоса преподавателя исчезло. Сначала было очень сложно действительно расслабить мышцы, глаза под веками нервно вращались, уши напрягались. С удивлением услышала недалеко от себя сначала звук сопения, а потом откровенного храпа - ну надо же, кто-то уже научился так расслабляться прямо на полу! Мне же стоило многих усилий не обращать внимания на ноющие мышцы бедер, а переключиться полностью на то, что говорила преподаватель. Ее голос стал тихим и размеренным. Таня по очереди перечисляла совершенно неожиданные части тела, которые нужно расслабить - кончик носа, внутреннее ухо, язык. Мои глаза перестали судорожно вращаться, когда Таня посоветовала направить внутренний взгляд в центр груди, где рядом с сердцем полыхает как пламя свечи огонек души. И этот образ ярко возник в моем сознании. Моя душа - пламя свечи в сердечном центре! Я почувствовала некоторое колебание и трепетную дрожь в области груди, как будто я рыдала. Поскольку я не плакала на самом деле, то стало ясно, что давно сдерживаемые слезы и отрицательные эмоции при таком глубоком расслаблении, которое я испытала впервые, вызвали эту странную реакцию тела. Такой была моя первая поза трупа - я рыдала у себя на груди. После этого стало очень легко и почему-то светло внутри. Я услышала голос Тани, сообщающий, что пора постепенно готовиться к выходу из шавасаны.
Когда свет включили, я заметила, что и я, и все вокруг движутся как в замедленном кино - плавно, тихо, не торопясь, не произнося ни слова.
Выплывая из зала, я столкнулась с озадаченными взглядами учеников, которые ожидали следующего занятия - класса вин-чун. «Опять эти йоги храпели!» - услышала я за своей спиной смешливое ворчание одного из них. Да? Точно, помню-помню, рядом кто-то действительно сильно храпел, а я как будто одновременно и слышала, и не слышала этого звука …
На следующий день все мышцы, даже те, которых никогда раньше не ощущалось, сильно болели. Ведь вроде все время стояли, делали что-то, практически не двигаясь с места - а все мышцы устали, как от 1.5 часов динамичных аэробных упражнений! Но при этом я чувствовала себя так умиротворенно и спокойно, как никогда. В груди ощущалось душевное тепло от «пламени свечи». Это чувство хотелось испытывать постоянно - ведь это то, что как раз мне было необходимо.

Так я в йоге и осталась. Потом я все-таки увидела, что такое тай-чи, по телевизору, но на занятие я так и не пошла, потому что у меня не было больше желания искать что-то новое, у меня не было больше необходимости искать лучший способ расслабления и восстановления. Я нашла то, что мне действительно нравится, и я не хотела сравнивать эти два восточных искусства - просто йога оказалась тем, что называют «моё».
 

®, статьи, мое творчество, йога

Previous post Next post
Up