Оранус поколения пепси.

Apr 30, 2011 22:57


- Тоже шумер. Все мы шумеры.
Вавилен Татарский


Generation П
Режиссёр: Виктор Гинзбург
В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин, Владимир Меньшов, Александр Гордон, Олег Тактаров, Рената Литвинова, Андрей Панин, Сергей Шнуров, Роман Трахтенберг, Иван Охлобыстин, Леонид Парфенов, Амалия Гольданская, Андрей Васильев, Елена Полякова, Марианна Максимовская, Игорь Григорьев, Юлия Бордовских.

Вы любите кино "не для всех"? Не арт-кино, а именно "не для всех"? Если вам за тридцать, если вы неплохой символист и эстет пелевинского "псилоцибинового" направления - идите, не пожалеете. Это действительно хорошо. Всем остальным... В зависимости от того, что вы ждете. В целом твердая "4" из пяти, иногда с неплохим плюсом. Почему не пять? Потому что коммерческий успех фильма условно предсказуем  и равен единице по пятибалльной шкале. Ибо очень уж здорово не для всех. Радует, что в Госнаркоконтроле все-таки нашлись эти "не все", и фильм в принципе выпустили на экраны.

Актерский состав блестящ не столько по качеству игры и звездности, сколько по расстановке на роли. Классический боевик и отчасти секс-символ в качестве занюханного очкарика заинтересовал меня сразу. Эти ожидания оправдались. Все остальные - тоже. Один только Шнур в роли Гиреева, ни разу в отличие от почти всех персонажей не сказавший даже условно-матерного слова, чего стоит. Малюта-Охлобыстин прекрасен и похож на безумного Охлобыстина, а не на злодея из ливанской мафии в тупом малобюджетном боевике. Ну и далее по списку. 
Во многом благодаря этому дух пелевинской вывернутой логики сквозит изо всех щелей, носится по экрану и забирается под череп. Да, местами не по тексту. Но это выглядит абсолютно правильным. Да, часть брендов и слоганов пропущена. Но в экранизации они действительно были бы излишними. Да, подсокращено. Но если полностью - было бы хуже. Как минимум, скучнее. Особенно порадовало, что режиссер совершенно откровенно не брался за то, что показать на экране крайне сложно. Потому не испортил. И что вместо этого умудрился придать многослойность тому, что само просилось на экран. Чем создал очень достойную вещь.
Порадовала также операторская работа. Чую, госнаркоконтролевцам тоже. Настолько тонко передать в мельчайшей дрожи камеры, неуловимой расплывчивости картинки и кислотных вспышках ряда сплетений различные состояния "под веществами" можно, только имея очень хорошее представление с изнаночной стороны вопроса.
Истинное наслаждение доставили детали. Отдельные части следует смотреть в стоп-кадрах или на медленном прокручивании. Тончайшая проработка, ей-богу. Которая может потеряться, если вы не из тех времен и если в принципе мало обращаете внимание на детали, следя больше за ходом событий.
Это же относится и к символизму. Можно сколь угодно долго убеждать меня в обратном, но пелевинское "Поколение П" - это во многом не шибко сильное завуалирование шумеропоклонничества с изрядной долей насмешки. Если вы ничего не знаете о шумерах или знаете таксебешно - вас экранизация впечатлит менее. Ибо ряд слоев останется скрытым. Шумерство передано в деталях, которые мало что скажут вам. Вот, например, кадр из фильма, вынесенный в качестве илюстрации к посту. Глюки человека, обожравшегося мухоморов, и тянущегося еще за одним? А у Пелевина вы змея в этом месте читали? Не читали. А у шумеров змей - это Науа, божество мудрости. И змей разрушил их государство. А змей, обвивающийся вокруг жезла (в данном случае - красного мухомора, который по Пелевину - небесная карта и связь человека с прошлым) - Иингиштида, обнимающий древо жизни, - целительная сила. Сводим воедино мудрость, связь с прошлым, целительную силу и разрушение государства. Неплохо? Две секунды кадра, да. И такого в фильме - навалом. Ну а кто смотрел, тот не мог не заметить, что барельеф Иштар, глючащийся постоянно - это не кто иной, как шумерская Лилит.
Браво четыре раза.
Весьма порадовал также совершенно не присутствующий в книге Росгосстрах. Вписанный органично до безобразия и с изрядной долей наглого ёрничания. По этому поводу хотелось бы заслушать начальника транспортного цеха, если он прикладывал к этому свою руку.

Вообще можно долго еще продолжать. Может быть, сделаю это позже и по кускам. 
Главное - идея орануса преподнесена и-де-аль-но.
Детали буду пересматривать. Возможно, даже сегодня. Несмотря на то, что псилоцибиновое направление мне относительно чуждо.
Ну и уже понятное: если вы грамнаци Пелевина - смотреть не рекомендую. Если действительно эстет духа - вам понравится. Полагаю, ему самому не понравиться просто не могло.

кино, Пелевин

Previous post Next post
Up