Орёл, Телец и Лев или Башня Святого Иакова. La tour Saint-Jacques +

Jan 31, 2016 19:11



…а пока идём по Корсиканской Набережной к площади Шатле (позавчера ходили, помните?), видим на противоположном берегу, промеж домов, что-то высокое, узорчатое, красивое…




Башня Святого Иакова. La tour Saint-Jacques (далее - Сан-Жак).

Башня - единственное, что осталось от очень большой и важной церкви Святого Иакова Мясницкого, если, конечно, так можно перевести Saint-Jacques-de-la-Boucherie. Boucherie - мясная лавка, скотобойня, место торговли мясом. Помните, я рассказывала, что на самом острове Сите был некогда скотный двор, давший название церкви, от которой назвали соответствующую улицу: Церковь Святого Петра с Быками - L'église Saint-Pierre-aux-Bœufs (а ещё рассказывают, будто в ходе одной великой мессы, в момент, когда торжественная процессия выходила из ворот церкви и все прохожие встали на колени, случившиеся рядом два быка, которых вели на бойню, тоже преклонили колена, за что были увековечены в виде скульптурных голов в портале церкви; саму церковь потом упразднили во времена ВФР (Великой Французской Революции) и позже снесли, но портал успели спасти, теперь он красуется на западном фасаде церкви Saint-Séverin)…

На картинке: Церкви Святого Иакова Мясницкого, гравюра опубликованная в 1702 г.



L’église Saint-Jacques-de-la-Boucherie (gravure publiée par Manesson Mallet en 1702)

Так вот. Рынок крупного рогатого скота с Сите убрали в XII веке, переместив его сюда, на правый берег Сены. Попросторней. И сравнительно безопасно - первые Средневековые Стены Парижа защищают. Церковь «Святого Иакова Мясницкого» (пусть уж так называется) выстроили тогда же (хотя назвали «Мясницкой» несколько позже, только в XIII в, а именно - в  1259 г.). Посвящена Святому Иакову Старшему (Saint Jacques le Majeur)…

На картинке: Крепостные стены Парижа разных времён.



Место паломничества. Многочисленные мощи Святого Иакова Старшего (Saint Jacques le Majeur)… Ну да подобным в эпоху не удивить…

То, что видим сегодня, высокое узорчатое красивое - колокольню - пристроили в 1509-1523 гг. На вершине, по углам, четыре скульптуры (1523). Тетраморф. Знакомое слово? - На всякий случай сама посмотрю в словарь и вам напомню….

(Но прежде, чем читать далее, включите песню БГ «Орёл, Телец и Лев»)...

На картинке: Церковь Сан-Жак в 1618 г.



«Тетраморф (греч. τετραμορφος - четырёхвидный) - в иудео-христианском вероучении и богословии - крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia, они же Четыре живущих, у протестантов - Четыре живых существа), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали Символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

В Каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»)». Конец цитаты.


   

К окончанию строительства колокольни, в 1523, некий Ро (Rault), «камнетес изображений», получил 20 ливров за создание «трёх статуй животных и статую Святого». Орёл, Телец и Лев. В качестве Ангела на крыше башни Сан-Жак выступает, соответственно, сам Сан-Жак. Святой Иаков. Его первоначальная статуя, говорят, была огромной - 10 метров в высоту.

Революционеры церковь, понятно, закрыли. Статую Сан-Жаку снесли. Теперь здесь маленькая копия, 3,80 метра.
Упразднённую церковь национализировали. Продали на стройматериалы. Одна колокольня выжила.
Но ещё пару слов о самой церкви.

Её наищедрейшим «спонсором» был небезызвестный уже нам Николай Фламель (Nicolas Flamel, 1330? 1340? - 1418).
Похоронен тут же. «Надгробная плита» помещена на одной из колонн, под ликом Девы Марии. Вплоть до 1762 церковь зачастую служила местом погребения; впоследствии останки перенесут на соседнее Кладбище Невинных (Le cimetière des Innocents, вот тоже история! - потом как-нибудь обязательно расскажу). После разрушения церкви плита каким-то образом оказалась у одного из местных торговцев и служила ему… прилавком для шпината… Теперь покоится в музее Клюни, который я не устаю всем горячо рекомендовать. Le musée de Cluny - Musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny.

На картинке: Надгробный камень Николя Фламеля:



Pierre tombale de Nicolas Flamel, 1418,Paris, Musée de Cluny

На плите написано:
«Почивший Николая Фламель, бывший писарь, оставил в своём завещании на благотворительные дела этой церкви некоторые ренты и дома, которые он приобрёл и купил при жизни, чтоб свершать богоугодные дела и раздачу денег каждый год в качестве подаяния в адрес больниц les Quinze Vingt, l'Hôtel Dieu и других церквей и больниц Парижа. Помолимся за почившего».

Многочисленные «подаяния и ренты» из завещания (хранится в Национальной Библиотеке) оказались, на деле, далеко не столь великими, как того хотелось людской молве. Но одно их долгое перечисление ещё более раззадорило миф, будто Николая Фламель никакой не писарь, но алхимик, добывающий свои несметные богатства с помощью нечистого Философского Камня.

NB. Про название больницы «Quinze Vingt». Переводится как «Пятнадцать Двадцать». Кто знает французский, или хотя бы знает, как легко и просто французы считают (цифры называют), начиная с 70, без труда догадается: 15 х 20 = 300. Больница, основанная в XIII, была способна принять единовременно 300 больных (предназначалась для слепых, сегодня специализируется в офтальмологии). А такая забавная система счёта называется «двадцатеричной»... Даже странно, что французы отказались теперь от «15-20»... Это я ехидничаю... «99» (и иже с ним) французы таки продолжают элегантно грассировать: «4-20-10-9» (99 = quatre-vingt-dix-neuf)… Ладно, в следующий раз специально схожу сфотографирую эту больницу, поскольку про неё очень много всего интересного и забавного рассказать. А пока вернемся к нашим баранам. Вернее - быкам.

Итак, церковь разрушили, на камень продали, колокольня осталась. Благодаря, как уверяют, Паскалю и его опытам с атмосферным давлением и силой тяготения. Колокольня высотой в 54 метра послужила прекрасным «орудием труда». Сегодня в арке у основания башни находится памятник Паскалю. Хотя другие источники говорят, что свои парижские опыты учёный проводил не здесь, а на колокольне другой церкви. Эту же колокольню не разрушили лишь потому, что так было оговорено в договоре купли-продажи.

В 1824 колокольню перекупил некий промышленник, дабы превратить её в «дроболитейную башню». Оказывается, аж до самого конца XVIII (если верить источнику), каждую дробинку делали практически вручную. Но в 1782 году догадались, что капли свинца при падении с высоты сами собой принимают форму почти идеального шарика, ако вода дождевая, если свинец расплавить и вылить с верхотуры через специально калиброванное сито. Колокольня в 54 метра как раз подошла… И ни малейших сантиментов по поводу религиозно-культурного наследия.

После двух пожаров муниципальные власти Парижа всё-таки выкупили бывшую колокольню и шедевр архитектуры. 1836 г. Газеты пишут, будто на макушке устанавливают «великолепный электрический маяк», способный осветить всё вокруг и даже далее. Но, похоже, так и не установили. В 1852, по случаю прокладки помпезной улицы Rivoli, решено, наконец-то! отреставрировать «прелестную башню Николая Фламеля». «Предприняты колоссальные работы».

1891. На крыше устанавливают небольшую метеорологическую станцию.

В 1965 Испания вдруг делает из башни Сан-Жак «отправную точку» паломников Saint-Jacques-de-Compostelle (Сантьяго-де-Компостела, весьма массовое и важное католическое мероприятие, второе по значимости после паломничества в Иерусалим, существующее с IX в. по сей день) и дарует табличку, согласно которой «миллионы паломников» именно отсюда отправились в Испанию, к мощам Святого Апостола Иакова Заведеева. «Самая первая и самая высокая дорожная верста». Ни малейшей исторической правда в том нет (кажется).

Сквер вокруг башни - первый публичный сквер в Париже, разбит в 1856. В конце XIX века у подножья бывший колокольни постоянно толкутся безработные рабочие, здесь их «центр найма на открытом воздухе». Совсем как было когда-то на площади Grève, перед Мэрией.

На картинке: 1867 год.



La Tour St Jacques La Boucherie à Paris 1867

Скульптуры из видений Иезекииля на крыше - новодел, начало XX. Остальные - гаргуйи и восемнадцать святых - старее. Есть оригинальные, XVI века, есть новей.

Сегодня на колокольню можно взобраться. Но пускают не более 17 человек в час. Особо пухленьких и тучных, должно быть, совсем не пускают. Поскольку лестница там слишком узкая: 85 см. Резервация билетов обязательна.

С крыши открывается дивный вид: (обязательно откройте линку - не пожалеете!)

Продолжение следует..

paris photos, Tétramorphe, saint-jacques-de-la-boucherie, history, paris, nicolas flamel, paris guide, tetramorph, Tour à plomb, tour saint-jacques

Previous post Next post
Up