Писал я недавно
про Троицкую ГРЭС, которая "снабжает" город теплом по одним из самых высоких цен в области, но не всё так гладко и с другими операторами теплоэнергии.
Вот некоторые заголовки последних лет:
"Фортум" завершил строительство новой тепломагистрали для жителей поселка АМЗ в Челябинске. Инвестиции "Фортума" в строительство социально значимого объекта составили 120 млн рублей.
Инвестиции компании уже превысили 1 млрд рублей. Проектный объем инвестирования первого этапа программы до 2012 года составит 3,8 млрд рублей.
Стоимость инвестиционного проекта ОАО "Фортум" по строительству третьего парогазового энергоблока на Челябинской ТЭЦ-3 составляет 9,5 млрд рублей...
Концерн «Фортум» ведет планомерную модернизацию системы энергоснабжения города Челябинска, общий объем инвестиций в которую может превысить 20 миллиардов рублей. Одним из этапов этой модернизации является строительство двух крупных энергоблоков на территории ЧГРЭС и модернизация ТЭЦ-1.
А вот вчерашняя информация:
Финское ОАО «Фортум»
добивается двукратного повышения тарифа на тепло в Челябинской области через суд, что приведет к дополнительной нагрузке на бюджет региона в 2,3 млрд рублей.
Позиция "Форума" вполне понятна - инвестиции должны окупаться, а в нынешних непростых условиях этот процесс явно замедляется. Поэтому финны настаивают на новых нормативах расхода топлива и порядка распределения затрат.
В свою очередь, в Арбитражном суде Москвы рассматривается иск правительства Челябинской области к Минэнерго РФ об отмене физического метода для определения расхода топлива (отнесение большего объема затрат на производство теплоэнергии), на котором и настаивает поставщик .
В общем, вполне ожидаемая и программируемая ситуация - в эпоху кризисов и потрясений своя рубашка становится ещё ближе к телу, а финансовые проблемы области, снижение уровня жизни населения и его платежеспособности вряд ли являются решающими факторами для иностранного инвестора.
Данная ситуация, кстати, иллюстрирует неоднозначность и спорность самой концепции привлечения инвесторов как панацеи и основного способа модернизации экономики, которая является основной в современной российской практике.
Сами по себе "пассивные" инвестиции, когда объект инвестирования определяется "богатым буратиной", а местная власть воспринимает вливания как благодеяние, отнюдь не всегда оказывают безусловно положительное влияние на экономику региона.
Но так чаще всего и происходит с инвестированием, если государство ведёт себя пассивно в плане стратегического планирования экономики.
В этом смысле и проект Томинского ГОКа начинает выглядеть в несколько другом свете, особенно с учетом рецессии и снижения глобального спроса на металлы...