Почему в православных церквях сильны гомофобские настроения?
А почему православные церкви начинают принимать уже не рядовыми певчими, а руководителями церковного хора женщин, зарегистрировавших
однополый союз?
Но давайте по порядку: сначала факты, а уж потом - из-за каких ни причин.
Проживающих в Финляндии православных история поделила на тех, что оказались под Вселенским патриархом Варфоломеем, и на тех, что поминают на службах как своего предстоятеля патриарха Московского и всея Руси. Это разделение случилось ещё при отделении Финляндии от Российской империи в начале XX века. Но заметим, обе церковные юрисдикции признают друг друга православными без всякого изъяна. Когда в одной прославляют святого, то и другая его за святого почитает. Когда в одной кто-то становится священником, монахом или епископом, он и для другой инок, пресвитер или архиерей. Нам важно:
Что признается верным или дозволенным в одной, то и другая признаёт по умолчанию и правильным и замечательным. А когда не так, то должна высказать своё несогласие явно.
Иначе ничего не стоят никакие слова о взаимном признании церквей.
Местечко
Миккели расположено в 3-х - 4-х часа езды как до Хельсинки, так и до Петербурга. Город был заложен ещё по указу Николая I. Сегодня там проживает, считая с пригородом, около 50 тыс. Там есть большая церковь. И в ней православный приход. И всё бы ничего. Но случилось на том приходе недоразумение - начальником церковного хора приходской совет с согласия настоятеля назначил женщину, состоящую в гражданском союзе с... другой женщиной. Казалось бы, о чем и говорить-то, но не все так просто. Хотя бы уже потому, что православные церкви до сих пор публично открещивались от необходимости в признании таких союзов. А тут назначение не только поддержали совет и настоятель, но, пусть пока и молча, правящие в той церкви епископы. И не только «рядовые», но и самый главный архиерей.
Однако нужно уточнить, что хотя архиепископ Карельский и всей Финляндии
Лев Макконен негласно поддержал настоятеля прихода в Миккели
Йоханнеса Хятинен, а два митрополита -
Амвросий Яаскеляйнен (Хельсинки) и
Пантелеимон Сархо (Оулу) - благочестиво промолчали, был и «тот, который не стрелял». Епископ Йоэнсууский
Арсений Хейкиннен - не поддержал. Но ситуация развивается и дальше
Диакон Андрей Платонов (
andrei_platonov ) опубликовал
Письмо архиерейскому собору. Из чего следует, что свои решения православные епископы из Финляндии смогут как-то объяснить, но главное - положить на бумагу за подписью архиепископа, съехавшись на тот самый собор.
Забавно, что и церкви Московского патриархата молчат, оглядываясь на Святейшего Кирилла, и свою патриархию. Но молчат, пожалуй, что и не страха ради. А просто и не знают, что сказать. Ведь в Финляндии одно из объяснений было следующим: приходской совет может заключать трудовой договор с любыми гражданами, и они не обязаны исповедовать православие, да и вообще быть христианами, или хоть как-то верующими. К тому же, хотя глубокое копание в канонах церкви, и позволяет иногда сказать, что регент - уж клир. Кстати,
вот тут уже копают :) Более тонкий же подход, позвоялет судить иначе, что мол, не каждый «регент» -
в том самом смысле регент! Ну, правда, дали «ля» пропеть с «аминем», да булочку, ну или пару евро. Всех делов-то, чего пристали?! Так что и в Москве навряд ли станут торопиться. Хотя, пожалуй, хмуря брови, что-то пробурчат, мол, мы правосла-а-вные, и мужеложство, да всякое такое однозначно - зло-о-о. Хотя на самом деле всё не так прекрасно. И церковь (не вся) уже давно рубит сук, на каком сидит.
В православных церквях разумное, взвешенное, и вместе не противоречащее духу христианства отношение к проблеме регистрации однополых союзов встречается не часто. С одной стороны не редко встретишь весьма далекую от любого христианства «священную» гомофобию, с гнушением человеком и утверждением себя за счет его проблемы. И этого повсюду. Я не о разумном и понятом опасении иного, с его запретом, когда то необходимо. Но именно о «священной», т.е. самоценной и входящей то и дело в раж.
С другой стороны подобные союзы на Западе уже не становятся, но стали фактом жизни. И это значит, что православные церкви не смогут долго делать вид - не вижу и не слышу. Не смогут долго игнорировать, или выходить за счет ручного управления и частных решений на каждый случай. Проблема, ведь, не в том дозволить или не дозволить. Такой подход и есть - не вижу, и не слышу. Проблема в следующем:
Как не поддаваясь на давление, не растерять то ценное, что ещё есть в православии, и остаться верным духу христиан?
Увы, не все понимают, хотя и многие, что «простых решений» тут не существует. В том смысле, что не поможет просто - брать и запрещать. И точно также, не все понимают, хотя и многие, что «мелочь» с руководством хора, увы, не только мелочь.
Вот как может настоятель учить о том, что регистрация подобных союзов, не так чтобы нужна всем христианам, когда кто-то не просто считает иначе и поет при этом в хоре, но и чувствует само христианство по другому, но и учит всех певчих, как петь и молиться? Или как может настоятель учить о нежелательности подобной регистрации, когда разделяет «хлеб и вино» с теми, кто не только считает и живет иначе, но и своим примером проповедует другое. Что вообще может сказать настоятель, когда своей волей не только благословляет выбор певчих - ну то ладно бы, но и других, кто не в восторге, когда желает и первых и последних вместе причастить, однако учитывая волю только одних а не других?
Ну, и другая крайность. О каком вообще христианстве могут говорить люди, когда самоотверждаются за счет убогих, когда лейтмотивом становится «я, Господи, не как тот презренный человек». И тут уже не важно, за счет чего. О каком Евангелии, о какой святости таинств вообще можно разговоаривать в церкви, когда под предлогом их защиты, топчут и тех иначе чувствующих, слышащих, живущих. Не важно - от природы так, или от жизни поврежденных, или ещё почему. И если христиане ещё имеют право решать, с кем пить им чашу, а с кем не надо, то «священная» гомофобия, отстаивающее право растоптать, обидеть и унизить, уже не только рядом не стоит с христианством, но и сама работает протмв него.
Да, нужно беречь своих. Но и чужих не расталкивать без особенной причины. И вот только тогда, когда те наглеют, не раньше. Тогда уже не только можно, но и нужно по шапке дать, и ещё раз дать. И это будет лишь защита. Или объяснить своё понимание, когда его попросят. Ну, так для этого его нужно сперва самими иметь.
--------------------------
Основным источником о событиях в Миккели служат для меня объяснения
andrei_platonov. За все ошибки про Миккели, если они были, извиняюсь. Пишите - я исправлю. А за деталями - прошу к нему.
Дополнительная информация:
http://andrei-platonov.livejournal.com/382383.htmlА также:
История прихода в Миккели,
Статья на «Кредо»,
обсуждение письма диакона Андрея у него в ЖЖ.,
интервью архиепископа Льва (финск.),
о публикации в прессе (финск.),
Легализация однополых союзов в Европе (Вики), заметки на «Правмир»:
1,
2.